Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Апрель2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Базы данных

 Разместим Ваши коммерческие предложения

АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

28 Октября 2019

Процедура госзакупок упростилась и ускорилась

Федеральным законом от 01.05.2019 №71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» были скорректированы многие положения законодательства о контрактной системе. Соответствующие изменения вступают в силу поэтапно, и 31 июля 2019 года вступил в силу очередной пакет поправок.

Новшества закона направлены не только на ускорение закупочных процедур, но и на повышение их конкурентности, а также на упрощение участия в закупках субъектов малого предпринимательства (МСП).

Серьезная основа для реализации целого комплекса изменений в закон 44-ФЗ была заложена еще в 2018 году. Благодаря тому, что все закупки были переведены в электронные форматы, сама по себе процедура закупок упростилась и ускорилась.

В результате реформы были отобраны 8 электронных торговых площадок (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-Тендер, Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Национальная электронная площадка, Zakaz RF, Российский аукционный дом (РАД), Электронная торговая площадка ГПБ, ТЭК-Торг. Все они взаимодействуют с 22 коммерческими банками и Единой информационной системой (ЕИС).

Нововведения, которые ускорят проведение закупок:

1. Сокращен срок для размещения извещения о закупке

С 1 июля 2019 года извещение можно размещать на следующий день после изменения плана-графика. До того действовал значительно более длинный срок – не ранее чем через 10 дней после внесения изменений в план-график.

2. Повышаются границы начальной (максимальной) цены (НМЦ) короткого аукциона – со сроком размещения извещения 7 дней

Раньше для подобных аукционов действовало ограничение: они могли проводиться только для закупок менее 3 млн. руб. С 1 июля 2019 г. планка увеличилась до 300 млн. руб., а для строительных работ – до 2 млрд. руб. Тем самым будет в разы увеличено количество закупок по ускоренной процедуре.

3. Сокращаются сроки рассмотрения заявок и проведения торгов

Сроки в аукционе меняются и у заказчика. На рассмотрение первых частей заявок в коротком аукционе остается 1 рабочий день. А сроки для длинного аукциона заметно сократились: если НМЦ более 300 млн. руб. или 2 млрд. для работ по строительству, время сокращается с 7 до 3 рабочих дней.

4. Изменился день начала торгов

С 1 июля 2019 г. это – первый рабочий день, следующий за датой рассмотрения первых частей заявок. А для строительных работ – через 4 часа после опубликования протокола по первым частям. При этом время назначает площадка, и это местное время заказчика.

Чем обусловлены 4 часа для строительных работ? Прежде всего тем, что теперь в аукционную документацию обязательно входит проектная документация. Таким образом, участнику совсем необязательно в первую часть заявки вставлять длинный список того, что он согласен сделать. Он просто может поставить свое согласие без какой-либо дополнительной информации. Заказчик не будет составлять протокол по первым частям заявки.

Рассмотрение протокола первых частей совпадает со временем окончания подачи заявок. Поскольку протокола нет, аукцион по стройке начинается через 4 часа после срока окончания подачи заявок.

5. Упрощается и сокращается повторная процедура при одностороннем расторжении контракта

Если расторжение контракта происходит по инициативе заказчика, то сейчас необходимо реализовывать новую процедуру, что сильно затягивает сроки реализации проектов.

Изменения в 44-ФЗ дадут заказчику право заключить контракт со вторым победителем той же самой процедуры, но при условии, что предыдущий участник действительно нарушил условия контракта, не справился с взятыми на себя обязательствами и попал в реестр недобросовестных поставщиков. У заказчика появляется не обязанность, а возможность воспользоваться этим правом.

При этом поставщик должен быть согласен на заключение контракта, завершение работ или допоставку предмета закупки.

6. Сокращается время на подачу жалоб на действия заказчика или оператора ЭТП

До июля 2019 г. любой участник закупки, который не был отобран в течение 10 дней, мог написать жалобу. По регламенту ФАС эта жалоба рассматривалась 8 дней.

С июля 2019 г. срок сократился до 5 дней с момента опубликования протокола. Исключения составляют жалобы на документацию / извещение и на завершающий протокол перед подписанием контракта.

Несмотря на сокращение срока подачи жалоб, за участником, который определен победителем, по-прежнему останется право обжаловать те или иные действия заказчика до момента заключения контрактов.

Такой подход позволяет пресечь злоупотребление необоснованным обжалованием процедур и в то же время гарантировать, что победитель заключит контракт в строгом соответствии с законодательством.

Конец формы

7. Для контрактов на выполнение строительных работ появилась возможность изменить объем и срок работ не более чем на 30 %. Сейчас увеличить стоимость контракта можно только в пределах 10 % от заключенного контракта.

Это законодательное новшество учитывает специфику строительной сферы, где нередко возникают непредвиденные обстоятельства. В таких случаях заказчикам приходится расторгать контракт по согласию сторон, чтобы заново инициировать процедуру.

С 1 июля 2019 г., если контракт длится более года и его невозможно по независимым от сторон причинам закончить по установленной цене, а орган исполнительной власти соответствующего уровня согласует увеличение цены, то тогда цена контракта может быть увеличена, но не более чем на 30%.

Также возможно однократное изменение срока исполнения контракта на срок, не превышающий первоначального, если контракт не был исполнен по вине подрядчика или по независящим от сторон обстоятельствам, возможно, из-за внесения изменений в проектную документацию.

Как повысится конкуренция в закупках

Низкая конкуренция в большей степени объяснялась слишком сложной проектной документацией. Участники вынуждены были переписывать огромное количество страниц, при этом всегда был риск быть исключенным из процедуры из-за какой-либо ошибки.

Поправки в 44-ФЗ с 1 июля 2019 г. направлены, в том числе, и на решение этой проблемы. В частности, для строительных работ будет требоваться только выражение согласия с опубликованной проектной документацией (без рассмотрения первой части заявки). Необходимости что-либо переписывать не возникнет. Надо лишь подтвердить, что все описанное в технической документации будет выполнено в установленные сроки.

При наличии дополнительных требований к участникам закупок документы, подтверждающие соответствие участника дополнительным требованиям, нужно разместить и сохранить в личном кабинете. Оператор ЭТП рассматривает эти заявки на предмет правильности документов (всё ли в наличии, подписаны ли документы соответствующей электронной подписью и т.д.). В противном случае оператор возвращает документы, и участник не сможет подать заявку.

Подать заявку на закупку с дополнительным требованием может только тот участник, у которого в личном кабинете есть соответствующие документы. И это исключает необходимость такие документы включать во вторую часть заявки.

Обеспечение гарантийных обязательств

Заказчик вправе установить требования к гарантийным обязательствам. И в этом случае участник обязательно предоставляет обеспечение гарантийных обязательств. Цена этого обеспечения должна быть не более чем 10% от НМЦК. Способы предоставления – либо деньгами, либо банковской гарантией.

Есть один важный нюанс – документ о приемке ТРУ может предоставляться поставщику только после предоставления обеспечения гарантийных обязательств.

Устранены законодательные рассогласования по сумме обеспечения заявки

Если НМЦК до 20 млн. руб., то размер обеспечения заявки от 0,5 до 1% от НМЦК. При этом заказчик обязан установить обеспечение заявки, если НМЦК составляет 5 млн. и более.

Важные изменения в 44-ФЗ для малого бизнеса

Для предпринимателей важно, прежде всего, снижение финансовой нагрузки. И ряд изменений с 1 июля позволят это сделать.

·                      Некоторые субъекты малого бизнеса будут освобождены от обеспечения исполнения контрактов

Сейчас обеспечение исполнения контракта для таких субъектов делается в общем порядке. С июля оно отменяется для тех субъектов, которые обладают опытом реализации контрактов (за последние 3 года) в размере текущего контракта.

·                      Изменится размер и порядок расчета размера обеспечения

Сейчас размер обеспечения считается в процентах от НМЦК. Если в процессе торгов она существенно снижается, то расчет ведется от цены, заявленной победителем. Такой принцип будет действовать в отношении малого бизнеса.

·                      Обязательства по контракту будут разделены

Если сейчас общее обеспечение поставки и гарантийного обслуживания, то с 1 июля предполагается отдельное обеспечение. То есть обязательства по контракту будут разделены на основную часть (поставка товара) и гарантийное обслуживание товаров.

Изменения, упрощающие процесс закупок

·                      Совершенствуется порядок планирования закупок

Сейчас заказчикам приходится погружаться в сложный процесс и составлять такие документы, как план закупок, план-график закупок и обоснования к ним.

В результате реформы по планированию закупок с 1 октября 2019 года количество этих документов сократится – останется только план-график. И он будет содержать в целом меньше информации, поэтому его будет проще составлять и отслеживать.

Также станет невостребованным обоснование закупок. От этого документа останется лишь одна позиция – обоснование НМЦК.

·                      Узаконены закупки без определенного объема

Заказчик не всегда может сказать, какой объем товаров и услуг ему нужен. Но товары и услуги могут быть разбиты на какие-то элементы, и у этих элементов может быть цена. Например, цена единицы товара или цена единицы услуги.

Если точного объема заказчик не имеет, то он вправе определить начальную цену единицы ТРУ или суммы цен ТРУ. Но контракт будет заключен по максимальному значению цены контракта.

По сути, это та же самая НМЦК, и она не меняется. Но по той цене, которая образуется в результате торгов, заказчик получит больший объем. Это очень важно, в частности, при строительных работах.

·                      В малых закупках у единственного поставщика меняется верхний лимит

Сейчас это сумма 100 000 руб. На нее могут осуществить закупку у единственного контрагента заказчики, перечисленные в п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Теперь эта сумма утроится до 300 000 руб. При этом общие лимиты расходов на такие закупки – 2 млн. руб. или 5% от общего объема закупок – продолжают действовать.

·                      Увеличивается лимит закупок лекарств по медицинским показаниям

Закупка лекарственных средств у единственного поставщика по решениям врачебной комиссии увеличена с 200 000 руб. до 1 млн. руб.

·                      Меняется лимит по закупкам у единственного поставщика

Новшества начнут действовать с 31 июля 2019 года. И они коснутся не только увеличения лимита и годового ограничения, но и расширения перечня заказчиков. Список организаций, которые вправе воспользоваться этой возможностью, пополнится домами ремесел и домами народного творчества.

Верхний предел на такую закупку учреждениями культуры пока составляет 400 000 руб., но с 31 июля он увеличится до 600 000 руб.

Меняются также годовые ограничения на такие закупки. Вместо одного варианта(50% СГОЗ и до 20 млн. руб.) появились два: годовой объем таких закупок не должен превышать 5 млн. руб.; годовой объем не больше 50% СГОЗ и не больше 30 млн. руб.

Изменяются правила закупок у МСП в рамках Закона №223-ФЗ

· Увеличивается срок планирования и объем закупок

· Внесены изменения в два нормативных документа, определяющих порядок осуществления закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства – это сам Федеральный закон от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 N1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (Постановление №1352), а также Правила ведения реестра договоров, заключённых заказчиками по результатам закупки, утверждённые постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 г. №1132.

Изменения, вступившие в силу с 07 августа 2019 года в соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ от 27.07.2019 №973 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации».

· Меняется пункт 11 Правил ведения реестра договоров, заключённых заказчиками по результатам закупки, утверждённых постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 г. №1132 в части того, что заказчики по итогам закупок среди субъектов МСП размещают в Реестр договоров, заключённых заказчиками, договор исключительно в форме электронного документа.

Объясняется данное требование тем, что согласно ч. 28 ст. 3.4 Закона №223-ФЗ о закупках договор по результатам конкурентной закупки с участием субъектов МСП заключается на электронной площадке путем подписания электронными подписями сторон.

Такой договор представляет собой электронный документ, который и подлежит размещению в Реестре договоров. Некоторые электронные площадки предлагают удобный сервис по выгрузке сведений о заключенном договоре с самой площадки напрямую в реестр договоров с прикрепленным к сведениям договором в форме электронного документа.

· Изменения, вступающие в силу с 01 ноября 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2019 №263-ФЗ «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Увеличивается минимальный срок планирования закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – МСП) с одного года до 3 лет для конкретных заказчиков, определённых Правительством РФ.

Поэтому при планировании закупок с 2020 года заказчики, определенные Правительством РФ, должны будут включать в раздел закупки среди субъектов МСП плана закупок потребность в закупках, в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов, на три года вперед.

Нововведение касается не всех заказчиков, а лишь тех, кто был определен Правительством РФ в соответствии с п. 2 ч. 8.2 ст. 3 Закона №223-ФЗ. При этом Правительство РФ должно руководствоваться п. 4 постановления Правительства РФ от 29 октября 2015 г. №1169 «О порядке проведения мониторинга соответствия планов закупки товаров, работ, услуг, планов закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств, изменений, внесенных в такие планы, оценки соответствия проектов таких планов, проектов изменений, вносимых в такие планы, требованиям законодательства Российской Федерации, предусматривающим участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупке, порядке и сроках приостановки реализации указанных планов по результатам таких оценки и мониторинга».

Изменения, вступающие в силу с 01 января 2020 года в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.08.2019 №1001 «О внесении изменений в Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема» Объем закупок у МСП по 223-ФЗ В результате изменения пунктов 5 и 5.1 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 года №1352 увеличивается размер годового объема закупок у субъектов МСП, которые обязаны осуществлять заказчики по 223-ФЗ Так общий годовой объем закупок у субъектов МСП увеличивается с 18 до 20 процентов.

Доля стоимости договоров с субъектами МСП по результатам закупок, в которых могут участвовать только эти субъекты, возрастет с 15 до 18 процентов. Годовой объем закупок среди субъектов МСП включаемый в план закупок, увеличивается с 15 до 18 процентов от совокупного годового стоимостного объема закупок, планируемых к осуществлению.


Назад






Copyright © 1993-2024 ТПП РО