Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Май2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  


Коммерческие предложения

 Полезные ссылки

АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

13 Апреля 2015

Все об экологическом контроле

25 марта учебно-методический центр Рязанской торгово-промышленной палаты совместно с управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Рязанской области провели консультационный семинар по теме: «Экологический контроль и экологическая отчетность предприятия». Открыл семинар вице-президент Рязанской ТПП Сергей Полупанов.

Начальник отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Вера Ауэзова проинформировала об изменениях в Федеральных законах №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», вступивших в силу с 1 января 2015 года.

Наиболее значительные изменения в области охраны окружающей среды вносит 219-ФЗ от 21.07.2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Изменяется отношение к нормированию. Все объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подразделяются на четыре категории (ст. 4.2 7-ФЗ):

I) объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий;

II) объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду;

III) объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду;

IV) объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду (для них не требуется никаких документов, их вообще не проверяют).

К объектам I категории могут относиться не более 300 субъектов по всей стране, то есть в каждом регионе это не более 3-4 предприятий. С 1 января 2015 года вступило в силу распоряжение Правительства РФ от 24.12.2014 г. №2674-р «Об утверждении Перечня областей применения наилучших доступных технологий».

Для отнесения к какой-либо категории юридические лица или индивидуальные предприниматели должны будут сами подать заявку о постановке на государственный учет (ст. 69.2 7-ФЗ). Правда, подзаконные акты, которые прописывали бы этот механизм, пока не разработаны, но зато уже есть статья в КоАП об ответственности за неподачу такой заявки. Предприятие обязано встать на учет в течение 2 лет, новые предприятия – в течение 6 месяцев.

Все объекты делятся на относящиеся к федеральному или региональному контролю. Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 г. №285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» содержит критерии отнесения объектов к федеральному контролю. Для объектов федерального контроля заявка подается непосредственно в Росприроднадзор. Ждем документа, который регламентировал бы подачу заявки о постановке на учет для отнесения к какой-либо категории, отметила Вера Ауэзова.

Вышло изменение к ст. 67 «Производственный экологический контроль». Все предприятия должны будут разрабатывать программу производственного экологического контроля. Однако, опять же, пока еще нет документа, который регламентировал бы разработку программы, поэтому предприятия разрабатывают и утверждают программу сами. Требования к ней пока еще только устанавливаются.

Кроме того, с 1 января 2016 года вводится плата за негативное воздействие на окружающую среду (ст. 16-16.5 7-ФЗ).

Много изменений и в области обращения с отходами. Вышел 458-ФЗ от 29.12.2014 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации...». Изменилось даже само понятие «отходы».

С 1 июля 2015 года возвращается лицензирование деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Все действующие лицензии, выданные до 1 января 2015 года на эти виды деятельности, прекращают свое действие с 1 июля 2015 года.

Этим же законом вводится требование обязательного экологического сбора для производителей и импортеров за обратную утилизацию товаров, утративших потребительские свойства. Вводятся нормы по утилизации таких товаров и новая форма отчетности.

Заместитель начальника отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Марина Муругова продолжила тему обращения с отходами. Она осветила порядок проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности, порядок формирования и ведения Государственного реестра объектов размещения отходов (ГРОРО), а также отчетность природопользователей в области обращения с отходами.

Всего существуют 5 классов опасности отходов: I) чрезвычайно опасные; II) высоко; III) умеренно; IV) мало; V) практически не опасные. На отходы I-IV классов опасности должен быть получен паспорт (ст. 14 89-ФЗ). Паспорт отходов I-IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Вышло постановление Правительства РФ от 16.08.2013 г. №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности». Паспорта отходов составляются индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, размещающим отходы I-IV классов опасности. Паспорт действует бессрочно, внесение изменений в него не допускается.

С 1 августа 2014 года действует новый Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО). Тем, у кого уже были паспорта, нужно идентифицировать свои отходы в соответствии с новым ФККО. Необходимо конвертировать отходы из старого в новый ФККО и составить новый паспорт на отходы. Копии новых паспортов и иных подтверждающих документов необходимо заверить и направить в Росприроднадзор в бумажном виде – обязательно, если есть ЭЦП – также в электронном виде.

Существует приказ Минприроды РФ от 30.09.2011 г. №792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов». Согласно этому приказу, формируется Государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). Он включает свод систематизированных сведений об объектах хранения и захоронения отходов. ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации.

Территориальные органы Росприроднадзора в 10-дневный срок с даты поступления от юридического лица или индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего объект размещения отходов, характеристики, составленной по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, представляют в Росприроднадзор информацию о данном объекте размещения отходов, предлагаемом для включения в ГРОРО. Сборы за включение объектов в ГРОРО не взимаются. Крайне важно, чтобы объект размещения отходов был внесен в ГРОРО.

Затем Марина Муругова проинформировала слушателей об отчетности природопользователей в области обращения с отходами. Отчетность по форме 2-ТП Отходы за календарный год представляется до 1 февраля. Отчетность субъектов малого и среднего предпринимательства по приказу Минприроды РФ от 16.02.2010 г. №30 «Об утверждении Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов...» – до 15 января. Модуль природопользователя на сайте Росприроднадзора поможет сформировать отчетность. Затем она направляется в Росприроднадзор в электронном виде (если есть ЭЦП) или в бумажном виде.

Также предусмотрен технический отчет для крупных предприятий о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об обращении с отходами.

Государственный инспектор отдела государственного экологического надзора Людмила Комарова рассказала о контроле за исполнением законодательства в области охраны окружающей среды.

Перечень объектов контроля содержится в приказе Минприроды РФ от 30.11.2010 г. №530 «Об утверждении списка конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Рязанской области, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю». Также существует постановление Правительства РФ от 31.03.2009 г. №285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю».

Территориальным органом контроля является региональное управление Росприроднадзора. План проверок согласовывается с прокуратурой, он размещен на сайте Генпрокуратуры РФ. Проверки бывают плановые (проводятся 1 раз в 3 года) и внеплановые (по жалобам), документарные и выездные. В жалобе должно быть четко прописано, что существует угроза жизни и здоровью людей, окружающей среде. Документарные проверки можно проводить без согласования с прокуратурой.

Затем Людмила Комарова рассказала про основные виды документов, которые запрашиваются при проверках различного рода.

В семинаре приняли участие представители ряда предприятий и организаций: ОАО «360 АРЗ», ОАО РПТП «Гранит», ОАО «Завод «Красное знамя», ЗАО «Завод металлов и сплавов», ООО «Завод Техноплекс», ОАО «Приокский завод цветных металлов», ЗАО «Рязцветмет», ОАО «Тяжпрессмаш» и других.

В завершение семинара представители Росприроднадзора ответили на многочисленные вопросы слушателей. В частности, было отмечено, что люди, которые по приказу допущены к обращению с отходами, должны иметь специальную подготовку. Это же касается водителей специальных транспортных средств.


Назад






Copyright © 1993-2024 ТПП РО