Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Май2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  


Базы данных

 Экспертиза и сертификация

АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

30 Марта 2010

Роль СМИ в инновационном процессе

Всероссийский форум деловых средств массовой информации «Роль деловых СМИ в поддержке процесса модернизации и технологического обновления производственной сферы России».

В Конгресс-центре ТПП РФ прошел третий Всероссийский форум деловых средств массовой информации. Его организаторами выступили Торгово-промышленная палата Российской Федерации совместно с Союзом журналистов России. Тема Форума: «Роль деловых СМИ в поддержке процесса модернизации и технологического обновления производственной сферы России». Его участники обменялись опытом работы и обсудили вопросы, связанные с освещением в СМИ этой одной из наиболее актуальных проблем экономической жизни России.

В Форуме приняли участие представители руководства и департаментов ТПП России, администрации Президента РФ, законодательной и исполнительной власти, федеральных и региональных деловых СМИ, общественных организаций, территориальных ТПП, объединений предпринимателей и деловых кругов из многих регионов и муниципальных образований РФ. От Рязанской ТПП в Форуме приняли участие Владимир Гусев и Александр Витухин (газета «Под знаком Меркурия»).

Открыл и вел Форум вице-президент ТПП РФ Сергей Катырин. Он поприветствовал участников мероприятия от имени президента Палаты Евгения Примакова и руководства ТПП РФ и зачитал приветствие от председателя Правительства РФ Владимира Путина.

ТПП РФ, отметил Сергей Катырин, стала востребованной площадкой для деловых СМИ, на которой обсуждаются вопросы, актуальные для журналистского сообщества России. Особенностью нынешнего Форума  стало то, что при содействии межрегиональной общественной организации «Академия менеджмента и рынка» была организована интернет-трансляция  его пленарного заседания, и журналистам в регионах представилась возможность стать участниками мероприятия,  подключившись к вещанию со своего рабочего места.

Становление полноценной, качественной экономической журналистики в стране идет медленно, считает председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов. В своем выступлении он констатировал, что сегодня хорошая журналистика, к сожалению, вынуждена конкурировать с как бы журналистикой, строящейся на рекламных, заказных, «гламурных» материалах. Такая «журналистика», конечно, выгодна издателям, она приносит деньги, но она ничего не может дать обществу. Сегодня не хватает «перьев», способных поднять серьезные экономические темы, разбудить общество. Надо учиться, надо идти вперед, надо работать по-современному – другого не дано. Без этого наше профессиональное сообщество развиваться не сможет.

Без СМИ невозможно наладить качественное взаимодействие участников рынка; это полностью относится и к применению достижений науки на практике, сказал  академик РАН, директор Центра фотохимии РАН, главный редактор журнала «Российские нанотехнологии» Михаил Алфимов. Он рассказал о ситуации на формирующемся рынке нанотехнологий в России, подчеркнул: к 2015 году выпуск нанопродукции  должен достичь рубежа в триллион рублей.  Пресса должна стать  связующим звеном между властью, наукой,  бизнесом, обществом  в процессе формирования нового рынка.

Помощник руководителя администрации Президента РФ Екатерина Попова остановилась на проблеме формирования общественной идеи модернизации экономики страны. Новые технологии, модернизация – это условие выживаемости  России в нынешнем мире, и донести эту мысль обществу  могут только СМИ, причем,  СМИ серьезные, не развлекательные, не гламурные.

Екатерина Попова считает, что на телевидении нужен канал «Наука»; наука, если суметь ее правильно представить зрителю, способна увлечь, и пользы обществу канал принес бы больше, чем нынешние передачи и каналы, специализирующиеся на дешевых сенсациях и высосанных из пальца «паранормальных явлениях», представляющие кривой, нереальный мир, который ничего не дает ни уму, ни сердцу, но который зато успешно оболванивает зрителя. Екатерина Попова призвала медиа-сообщество поддержать идею создания канала «Наука».

По мнению секретаря  Союза журналистов России Павла Гутионтова, пресса может создать общественную атмосферу, но для этого сама пресса должна пользоваться доверием общества. Сегодня же, к сожалению, мы наблюдаем определенный кризис доверия. Нынешняя модель журналистики не выдерживает конкуренции с интернетом.

Выход – журналистика должна сделать ставку на серьезный, интересный, профессиональный, объективный анализ событий. У нас, кстати, существовала раньше аналитическая журналистика; ее традиции были растрачены  в последние полтора десятка лет. Одна из примет качественной журналистики – стремление играть самостоятельную роль, не подпевать кому-то, а давать объективную картину, объективный анализ. В этом плане настоящее деловое СМИ сегодня – это  более качественная журналистика, чем многие обычные СМИ, главным в содержании которых стало описание «тусовок», приемов и дискуссий о том, кто во что и со вкусом ли одет.

Мы издаем достаточно много научных журналов, отметил заместитель главного редактора ИД «Финансы и кредит» Владимир Дерновой, посвятивший свое выступление роли деловых СМИ в развитии нанотехнологий. Эти журналы предлагают читателю мысли и идеи, от которых во многом зависит будущее страны. Но очень часто эти мысли и идеи не связаны с повседневной жизнью, и в итоге долго не достигается ожидаемый результат.

Пример – нанотехнологии. И пресса этой теме уделяет не так уж много внимания, и общество нанотехнологиями  мало интересуется, потому что не видит связи с ними в своей повседневной жизни. История учит: живой интерес общества к той или иной идее многократно ускоряет реализацию этой идеи. Рынок нанотехнологий растет на 1 трлн. долларов в год, и наша страна должна быть на нем активным игроком. Роль прессы – показать обществу, что это может быть выгодно всем и каждому.

Проблему научной журналистики подняла Татьяна Пичугина, руководитель информационного проекта «Российские нанотехнологии». По ее мнению, российская наука в большинстве своем не заинтересована в СМИ, ученые не очень любят общаться с прессой. У нас все еще плохо работает принятая в мире цепочка: ученый – полученный научный  результат – пресс-релиз – СМИ – интерес общества  – дополнительное финансирование. У российских ученых свои каналы профессиональной коммуникации; пока они преимущественно стараются просто выжить. И Татьяна Пичугина считает, что надо эту определенную отчужденность ученых и общества преодолевать. Пресса должна стать одним из каналов коммуникации «наука – общество», найти свое место.

Руководитель пресс-службы одной из крупных компаний – ООО «Группа ОНЭКСИМ» Игорь Петров раскритиковал СМИ, обвинив прессу в упорном стремлении всего лишь «получить бюджет» в обмен на публикации; по его мнению, хотя серьезная пресса в основном сейчас и откровенно нищая в России, но она должна искать не возможности заработка и выживания, а темы, стремиться бескорыстно пропагандировать высокие достижения и перспективные разработки.

Директор департамента по работе с малым бизнесом ОАО АКБ «Росбанк» Анатолий Хвостиков на примере своего финансового учреждения рассказал о сотрудничестве банков и деловых СМИ в поддержке производственной сферы России. Он отметил, в частности, что, по его мнению, прессе следовало бы намного больше уделять внимания положительным примерам развития малого бизнеса; негатива сегодня более чем достаточно; нужны статьи с хорошим глубоким анализом, показывающим, как все же выживает и становится на ноги малый бизнес, что он может, к чему стремится.

Председатель подкомитета по подготовке кадров для малого бизнеса и консалтинговой деятельности комитета ТПП РФ по развитию частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса Вениамин Каганов  осветил тему «Инновации и деловые СМИ».

Руководитель пресс-службы Союза машиностроителей России Анатолий Антипов отметил, что в обществе нет единства взглядов  на пути модернизации экономики. Роль СМИ – интегрировать предложения и концепции. Анатолий Антипов рассказал о том, как входящие в  союз компании взаимодействуют с прессой. СМИ помогают донести до общества главную мысль: несмотря ни на что, машиностроение России живо и стремится к развитию.

Шеф-редактор информационного портала «ГардИнфо» Александр Брежнев посвятил свое выступление тому, как деловые СМИ освещают проблему обеспечения безопасности субъектов экономики.

Проблему о том, как сделать Россию крупным политическим и экономическим центром мира и что здесь могут сделать СМИ затронул в своем вступлении шеф-редактор журнала «Рапорт» Михаил Грин. Он считает, что необходимо поддерживать мировой бренд «Россия» в сфере инноваций. По его мнению необходимо, чтобы СМИ более активно выступали против лжеинноваций и лженауки, хитрецов и ловкачей «от науки» сегодня очень много. Может, следует учредить несколько анти-премий, типа «Золотой калоши», предложил он, и широко рассказывать в прессе, кому они присуждаются. За рубежом подобные анти-премии весьма действенно помогают поддерживать  науку в чистоте.  

Форум деловых СМИ закончился торжественной церемонией награждения победителей XVI Всероссийского конкурса журналистов «Экономическое возрождение России» по итогам 2009 года. Поздравляя победителей, вице-президент ТПП РФ Сергей Катырин отметил, что  шестнадцать лет назад был проведен первый конкурс. Конкурс живет, число его участников и количество работ постоянно возрастает, география расширяется. Среди победителей всегда есть представители СМИ именно из регионов. А если учесть, что торгово-промышленные палаты на местах активно проводят региональные этапы, то число участников и победителей конкурса соизмеримо больше, и, таким образом, конкурс объединяет нас всех в едином информационном пространстве.

Рязанская ТПП уже более десяти лет проводит региональный этап конкурса. За эти годы многие рязанские журналисты и СМИ назывались в числе лучших, а газета «Кораблинские вести» была удостоена главного приза и звания победителя Всероссийского конкурса. Кстати, и сама Палата была награждена дипломом лауреата Всероссийского конкурса журналистов.

 

Подготовлено по материалам департамента информации
и связей с общественностью ТПП РФ.


Назад






Copyright © 1993-2024 ТПП РО