Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Апрель2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     


Базы данных



АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

28 Апреля 2008

ПЕРВЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ ДЕЛОВЫХ СМИ

23 апреля в конгресс-центре ТПП РФ прошел первый Всероссийский форум деловых СМИ, организованный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, совместно с Союзом журналистов России. Заявленная цель форума – создание площадки для обмена опытом и обсуждения основных проблем и направлений развития СМИ, работающих в сфере экономики и бизнеса.

В форуме приняли участие представители законодательной и исполнительной власти и общественных организаций, руководители регионов и муниципальных образований, территориальных ТПП, объединений предпринимателей, информационных служб, главные редакторы изданий, представители федеральных и местных деловых СМИ, организаций и предприятий, обеспечивающих выпуск и распространение средств массовой информации.

Открыл форум старший вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Борис Пастухов. От имени ТПП РФ и ее президента Евгения Примакова он поздравил собравшихся с началом работы форума. Экономическая жизнь России, ее возрождение, люди, которые на своих рабочих местах обеспечивают продвижение страны вперед, весь сложный узел взаимоотношений власти, бизнеса и общества – вот то, чем жива деловая пресса. Форум, отметил Борис Пастухов, – это возможность для журналистского сообщества обсудить свои проблемы, наметить направления развития, консолидировать усилия.

Председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов подчеркнул, что во всем развитом мире экономическая пресса весьма авторитетна, поскольку она находится в центре событий, самым непосредственным образом касающихся и власти, и простых людей, и будущего страны. К этому раньше или позже должна придти и Россия; деловой прессе тоже следует активнее нарабатывать свой авторитет. В этом у нее есть как минимум два стратегических партнера – ТПП РФ и Союз журналистов.

Заместитель председателя Совета федерации Александр Торшин передал участникам форума пожелания успешной работы от верхней палаты Федерального собрания Российской Федерации и приветствие ее председателя – Сергея Миронова. «Убежден, что заинтересованные дискуссии и конструктивный обмен мнениями по актуальным вопросам повышения роли и значения средств массовой информации в эффективном социально-экономическом развитии России позволят сверить шаги по дальнейшей консолидации профессионального сообщества журналистов в решении актуальных экономических задач», – подчеркнуто в приветствии Сергея Миронова. Александр Торшин напомнил собравшимся, что с 1993 года проводится журналистский конкурс «Экономическое возрождение России», организованный ТПП РФ и Союзом журналистов России (в последние годы – также при поддержке Фонда содействия развитию регионов). Это реальная поддержка экономических журналистов, подчеркнул он, а самое главное в том, что конкурс охватывает всю страну, что большое число победителей – из глубинки. Конкурс, кроме прочего, – средство консолидации журналистского сообщества. Победители по итогам работы в 2007 году будут названы сегодня на нашем форуме, сказал Александр Торшин.

Далее пленарное заседание вел Юрий Якутин, научный руководитель ЗАО «Издательский дом «Экономическая газета», член правления ТПП РФ.

Выступление президента факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Ясена Засурского было посвящено проблеме «СМИ и реклама». Одним из индикаторов уровня развития страны является ситуация на рынке СМИ и рекламном рынке. В США объем рекламного рынка в 2007 году составил 149 млрд. долларов, в России – 10 млрд. У нас на первом месте ТВ, получившее более 5 млрд. рекламных денег, а ежедневные газеты довольствовались 200 млн. долларов. В США ТВ заработало 22 млрд. долларов от рекламы, а газеты – 28 млрд. В чем причина? В том, что в США, как и во всем развитом мире, основа экономики – малый бизнес, а малый бизнес – основной рекламодатель для печатных СМИ. ТВ оккупировано (как и в России, кстати) крупнейшими компаниями, да оно малому бизнесу и неинтересно – за исключением местных небольших телестудий. Вот такой простой анализ, подчеркнул Ясен Засурский, показывает самое слабое звено в развитии нашей экономики. Речь о малом бизнесе, без развития которого ни страна не станет по-настоящему развитой и инновационной, ни, как видим, пресса не может быть материально сильной и независимой. Один из конкретных выводов из сказанного звучит так: российским СМИ надо всемерно поддерживать малый и средний бизнес, бороться с тем, что мешает развиваться предпринимательству. А для сообщества деловых СМИ это вообще первостепенная задача.

О роли СМИ, особенно экономических, в популяризации рабочих профессий рассказал член комитета Совета федерации ФС РФ по промышленной политике Юрий Шамков. В девяностые годы была практически уничтожена система профессионально-технического образования, престиж рабочих профессий, хоть сегодня квалифицированный рабочий зарабатывает очень хорошо, упал крайне низко. Сегодня, когда страна вступает на путь инновационного развития, такая ситуация нетерпима. В любой развитой стране общество понимает, что его благополучие зиждется именно на труде рабочих.

Президент Евразийской академии телевидения и радио Олег Попцов в своем выступлении подчеркнул, что в нашей экономике сегодня слишком много чиновников, политики, борьбы амбиций, «подковерного» решения проблем, а это все не лучшим образом сказывается на экономической журналистике. Подспудные течения и тенденции влияют на то, будет или нет напечатан острый материал. В итоге много серых публикаций об экономике «вообще», которые читателю неинтересны. Борьба с коррупцией – важнейшее дело, но кто из владельцев СМИ не думал о том, не скажется ли разоблачение коррупционных связей на его отношениях с тем или иным чиновником? Планируется, что к 2020 году 70 процентов населения страны будут работать в малом бизнесе. Это великолепная цель, но как ее достичь, если мы будем обходить «острые углы» взаимоотношений бизнеса и власти?

Исполнительный директор Агентства финансовой и экономической информации «Интерфакс» Владимир Герасимов рассказал о том, как агентство работает с экономической информацией. Деловая пресса должна максимально активно способствовать развитию экономики, бизнеса, создавать соответствующий благоприятный для предпринимательства климат, поскольку, отметил Герасимов, будет расти экономика – будем расти и мы, деловые СМИ.

Заместитель гендиректора концерна «Российская газета» Евгений Абов сообщил собравшимся о новом проекте редакции: для крупнейших мировых газет делаются вкладки, рассказывающие об экономической жизни России, представляющие регионы. Он затронул также тему профессиональной учебы журналистов, занимающихся экономической тематикой, сообщил, как решается эта проблема в «Российской газете», проинформировал, что, в принципе, есть возможность помочь с учебой региональным журналистам.

Гендиректор ООО «Финанс Консалтинг» Юлия Сотникова особо подняла тему «СМИ и малый бизнес», подчеркнув, что только постоянная поддержка малого предпринимательства способна помочь ему устоять перед нажимом и произволом чиновников, рати проверяющих, жаждущих мзды. Планы развития малого бизнеса, высказанные Президентом России, так и останутся планами, если чиновники решат «утопить» эту инициативу. Здесь серьезным сторонником малого бизнеса может стать прежде всего экономическая пресса.

Заместитель главного редактора по экономике Российского информканала «Вести» Александр Кареевский отметил, что в последнее время появилась тенденция писать «о хорошем». Да, есть неплохие показатели, но мы только-только встаем на ноги. И для страны, для власти важнее, чтобы СМИ четко анализировали процессы, говоря об успехе, не забывали напоминать о море нерешенных проблем, об ошибках и упущениях.

Директор фирмы «Экспо-реклама» Владимир Губернаторов поднял тему недостаточного освещения в СМИ выставочного бизнеса. В стране его емкость колеблется от 1 до 1,2 млрд. долларов, и рынок этот будет расти быстрыми темпами. По мнению выступающего, российские СМИ, особенно если сравнить с прессой и ТВ других стран, недостаточно освещают, как развивается этот бизнес. Владимир Губернаторов подчеркнул важность для профессионального сообщества в регионах конкурса «Экономическое возрождение России», напомнив историю, когда резкое выступление районного журналиста по поводу уничтожения фермерских хозяйств ополчило против него всю местную бюрократию. Редакцию от незаконного разгона и многолетней судебной волокиты, чтобы восстановить свои права, спасло то, что материалы на эту тему были отмечены на конкурсе, а их автор стал лауреатом. Его элементарно побоялись тронуть, и это говорит о том, как важно консолидировать профессиональное сообщество, а именно такой консолидации служит конкурс.

В многочисленных выступлениях участников форума затрагивались актуальнейшие вопросы развития экономики, освещаемые СМИ. Речь шла о проблеме финансирования малых предприятий, о необходимости поддержки инновационного бизнеса и о том, какую роль в этом могут и должны сыграть СМИ. Затрагивалась такая «нематериальная категория», как нравственность бизнеса которая, по идее, должна играть все более значимую роль по мере выхода из периода «дикого капитализма».

Тему нравственности предпринимательства, социальной ответственности бизнеса продолжила помощник руководителя администрации Президента РФ Екатерина Попова. В сущности, социальная ответственность бизнеса заключается не только, скажем, в поддержке талантов, но и в том, чтобы помочь перевести страну на инновационный путь развития. В ряде выступлений высказывалась мысль о том, что главная цель экономики – не количество кубометров и тонн, а количество людей, считающих свою жизнь благополучной. Определение этого своеобразного «коэффициента счастья» на Западе сейчас считают чуть ли не откровением, своеобразным открытием, мерилом экономического развития и уровня развития общества, а ведь русские философы предлагали такую «меру вещей» еще полтораста лет назад. Но, как часто это бывает, предложено у нас – использовано, уже как собственное изобретение, на Западе.

Руководитель экономической рабочей группы при администрации Президента РФ, председатель комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян говорил о том, как чиновничество противодействует самостоятельности бизнеса, в первую очередь, малого и среднего. Многие чиновники воспринимают бизнес, прежде всего, как «дойную корову», для них самостоятельность предпринимательства действительно смерти подобна. Отсюда необходимость сотен согласований, непонятных и избыточных лицензий и разрешений; для открытия обычного рядового лакокрасочного производства, например, нужно потратить три года только на согласования, а согласования без подношений – вещь почти невероятная. Рынок коррупции в России обогнал по объемам нефтегазовый рынок. Но бизнес не может сегодня прямо говорить о своих бедах, потому что завтра же чиновники, что называется, «перекроют кислород». И тут СМИ могут сотрудничать с объединениями предпринимателей, прежде всего – с торгово-промышленными палатами. Палата как выразитель коллективного мнения ничуть не боится бюрократа – наоборот, суть ее существования в том, чтобы помочь бизнесу развиваться без помех. Вместе можно сломать систему «чиновничьей ренты» и помочь развиться бизнесу, прежде всего, малому и среднему. Вот это серьезнейшая задача для экономической прессы.

В ходе дискуссии затрагивались и многие другие актуальные темы. В частности: СМИ очень тяжело получать полноценную бизнес-информацию, которая на Западе вполне доступна. Абсолютно верно, что многие аналитические материалы наших экономических СМИ страдают поверхностным подходом, но для глубины и полноты картины как раз и не хватает упомянутой информации. Необходимо активнее поддерживать российский бизнес, выходящий за рубеж. Западные СМИ пока еще переигрывают нас, создавая весьма неприглядный образ России и ее бизнеса; часто такая активность весьма щедро оплачена теми, кто боится конкурентов из России. Необходимо этому противодействовать; вообще объединение усилий СМИ и честного бизнеса с целью содействия развитию российской экономики следует всячески поддерживать.

На форуме было предложено создать Российскую ассоциацию деловой прессы. С таким предложением, поддержанным участниками форума, выступил главный редактор журнала «Журналист» Геннадий Мальцев. Участники форума определили приоритетами новой организации работу по консолидации СМИ, освещающих процессы экономического развития России, поддержку отечественного предпринимательства, прежде всего, – малого и среднего бизнеса, отстаивание интересов профессионального сообщества. Ассоциацию решено создать под эгидой Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. Участники форума обратились к президенту ТПП РФ академику и журналисту Евгению Примакову с просьбой возглавить организацию в качестве почетного президента.

После официальной части форума в торжественной обстановке состоялась церемония награждения лауреатов XIV Всероссийского конкурса журналистов «Экономическое возрождение России».

 

Департамент информации и связей с общественностью ТПП РФ.

 

P.S. Рязанскую область на первом Форуме деловых СМИ представляли главный редактор газеты «Под знаком Меркурия» Владимир Гусев и обозреватель газеты «Рязанские ведомости» Александр Витухин. Подробный отчет о работе форума будет опубликован.


Назад






Copyright © 1993-2024 ТПП РО