Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   








Май2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  


Коммерческие предложения



АРХИВ НОВОСТЕЙ


                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

16 Октября 2007

«Рязаньрегионгазу» предписано устранить нарушения

 

Генеральному директору

ООО «Рязаньрегионгаз»

В.К. Маркову (ответчик),

ул. Соборная, 23, г. Рязань, 390000

 

Председателю Рязанской ТПП

Т.В. Гусевой (заявитель),

ул. Горького,14, г. Рязань, 390023

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

10 октября 2007 г.                                                                                                                г. Рязань

 

Резолютивная часть решения объявлена 03.10.2007 года.

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе: Кудинкина Н.Н., руководителя управления, председателя Комиссии, членов Комиссии Тихомирова В.И., начальника отдела, Сальникова А.Д., главного специалиста-эксперта, при участии представителей ООО «Рязаньрегионгаз» Козловой Т.А. (доверенность в деле), Акинина М.В. (доверенность в деле), Сидоровского С.Н. (доверенность в деле); представителей ТПП Рязанской области Гусевой Т.В., Димаковой С.М., Ивановой О.Е. (без доверенности); в присутствии представителей ОАО «завод «Красное знамя» Михайловской Т.Л., Сорокиной Л.Е.; ЗАО «Рязанский КРЗ» Соколова В.М.; ОАО «РЗАА» Капцова А.Н., рассмотрев дело №98/2007-М по признакам нарушения ООО «Рязаньрегионгаз» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

• ООО «Рязаньрегионгаз» занимает доминирующее положение на рынке газа природного в Рязанской области. Приказом Рязанского УФАС России от 16.04.2003г. №8/ОД общество включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%.

В июле 2007 года ООО «Рязаньрегионгаз» направило своим потребителям оферту по заключению долгосрочного договора поставки газа на 2008 – 2012 гг. (далее – Договор), ряд положений которого, по мнению потребителей, имеют дискриминационные для них условия. Предложения по изменению этих положений ООО «Рязаньрегионгаз» отклонило и настаивало на своей редакции Договора.

Двадцать восьмого августа исх. №297 в Рязанское УФАС России обратилась Рязанская торгово-промышленная палата (далее – ТПП) с заявлением о принятии мер по урегулированию спорных вопросов по Договору между потребителями и поставщиком газа – ООО «Рязаньрегионгаз».

Двадцать девятого августа Рязанское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении ООО «Рязаньрегионгаз».

Комиссия отклонила доводы ответчика о том, что дело в отношении него возбуждено по заявлению лица, не обладающего соответствующими полномочиями, без объективного анализа имеющихся материалов, в отсутствие документов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства.

Основанием для возбуждения дела согласно части 2 статьи 39 Федерального закона «О защите конкуренции» является, в частности, заявление юридического или физического лица. При этом закон не предъявляет каких либо требований к этим лицам. Кроме того, дело может быть возбуждено и по инициативе антимонопольного органа.

На момент возбуждения дела Рязанское УФАС России располагало документами, свидетельствующими о признаках нарушения (письмо Рязанской ТПП от 22.08.2007 исх.№284, письмо ООО «Рязаньрегионгаз» от 28.08.2007 №ЛМ-2999 и другие материалы).

ООО «Рязаньрегионгаз» исх. №ЛМ-03/3353 от 2.10.2007 г. направило в Комиссию свои предложения по спорным вопросам. Общество приняло предложения покупателей по следующим пунктам Договора.

По пунктам 2.1, 8.1 согласовало срок действия Договора 1 год; в подпунктах «б», «в», «г», «д» пункта 3.2.2 исключена фраза «Поставщик вправе без объяснений отказать Покупателю в указанном способе перераспределения (выборки) газа»; из пункта 4.6 исключено слово «часовые»; во втором абзаце пункта 4.7 изменена дата оформления месячных актов поданного принятого газа со 2 на 3 число; в пункте 5.1 исключены абзацы 2, 3, 4 .

Прежняя редакция перечисленных положений Договора экономически и технологически не обоснована (п.п. 2.1, 4.6, 4.7, 8.1 ), является дискриминационной для покупателей (п. 3.2.2 «б», «в», «г», «д»), ущемляет их интересы, что запрещено нормами части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Предложенная обществом исх. №ЛМ-03/3353 от 02.10.2007 г. редакция указанных положений Договора не противоречит требованиям антимонопольного законодательства. Таким образом ООО «Рязаньрегионгаз» добровольно до вынесения решения по существу выразило намерение устранить нарушения по пунктам 2.1, 3.2.2 «б», «в», «г», «д», 4.6, 4.7, 8.1.

ООО «Рязаньрегионгаз» исх. №ЛМ-03/3353 от 02.10.2007 г. изменило прежнюю редакцию пункта 3.1 Договора, установив минимальный суточный объем газа в размере 50% вместо 70%.

Комиссия считает, что прежняя и новая редакции пункта 3.1 не являются дискриминационными применительно к положениям подпунктов «б», «в», «г», пункта 3.2.2, поскольку указанные в них способы использования (перераспределения) газа не соответствуют целям заключения Договора.

Вместе с тем, прежняя и новая редакции пункта 3.1 Договора в связи с положениями подпунктов «а» и «д» пункта 3.2.2 необоснованно ограничивают права покупателя на использование газа в целях, для которых заключался договор – потребление газа в качестве сырья или топлива. Ограничение перераспределения газа между объектами, принадлежащими покупателю 30% или 50% договорного объема, технологически и экономически необосновано и противоречит нормам части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

ООО «Рязаньрегионгаз» исх.№ ЛМ-03/3353 от 02.10.2007 г. сообщило, что настаивает на прежней редакции пунктов 2.5, 3.11, 3.12, 3.13, 3.14, 3.16, 4.1, 4.8 Договора. Комиссия признала доводы общества по перечисленным пунктам обоснованными, а нормы указанных пунктов соответствующими требованиям антимонопольного законодательства.

По пунктам договора 2.2, 3.3, 3.5, 3.15, 5.5.1.1, 5.5.2, 5.5.3, 5.5.4 ООО «Рязаньрегионгаз» также настаивает на своей редакции.

Абзацами 2, 3, 4, 5 пункта 2.2 Договора ответчику предоставлено право в одностороннем порядке уменьшать суточные нормы поставки газа в зависимости от сумм фактически поступивших платежей, предусмотренных пунктом 5.5.1.1.

Комиссия отклонила доводы ответчика о том, что Договором предусмотрена предварительная оплата, что, в случае неисполнения покупателем предусмотренной договором обязанности осуществить эту оплату, ООО «Рязаньрегионгаз» вправе отказаться от исполнения своего обязательства в части, соответствующей не представленному исполнению.

Согласно ст. 544 ГК РФ, оплата по договору энергоснабжения производится за фактически принятое количество ресурсов в соответствии с данными учета. Заключение договора энергоснабжения на условиях предварительной оплаты действующим законодательством не предусмотрено.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 г. №294 «Об утверждении порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ» установлена возможность применения авансовых платежей. Именно авансовые платежи предусмотрены пунктом 5.5.1.1 Договора.

Нарушение покупателем условий внесения авансовых платежей, согласно ст. 523 ГК РФ, не может служить основанием для одностороннего изменения условий Договора. Включение ответчиком в Договор положений, предусмотренных абзацами 2, 3, 4, 5 пункта 2.2, ущемляет права покупателей, что запрещено частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Пунктом 3.3 установлено, что в случае невыборки покупателем месячного договорного объема газа стоимость невыбранного газа, рассчитанная по средневзвешенной цене, признается неустойкой и не подлежит возврату покупателю. ООО «Рязаньрегионгаз» настаивает на своей редакции, мотивируя это тем, что указанная неустойка преследует цель обеспечения надлежащего исполнения покупателями принятых обязательств и указанию реальных объемов газопотребления при заключении договоров.

Комиссия отклонила доводы ответчика по следующим основаниям. Пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции» содержит запрет для хозсубъектов, занимающих доминирующее положение, требовать от контрагентов передачи финансовых средств прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченных федеральных органов исполнительной власти. Действующим законодательством для покупателей не установлена неустойка за невыборку договорных объемов газа.

Пунктом 3.5 предусмотрены штрафные санкции за суммарный объем газа, выбранный покупателем сверх суточного договорного объема, за все сутки месяца поставки. Доводы ответчика, а также обоснования размера штрафа Комиссия отклонила по тем же основаниям, что и по пункту 3.3 Договора. Предусмотренные Правилами поставки газа, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.98 г. №162, санкции за перерасход газа сверх установленного договором объема реализуются в пункте 5.3.2 Договора.

Пунктом 3.15 определены штрафные санкции за объем газа, выбранный сверх норм, установленных п. 3.13 договора, при переводе на резервные виды топлива. Такие санкции не предусмотрены действующим законодательством и противоречат части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Пунктами 5.5.2, 5.5.3, 5.5.4 Договора определены условия оплаты штрафных санкций. В силу того, что штрафные санкции противоречат требованиям антимонопольного законодательства, включение в Договор положений об их оплате также является незаконным.

Пунктом 5.5.1.1 установлено, что покупатель до 25 числа месяца, предшествующего месяцу поставки, производит авансовый платеж в размере 100% стоимости договорного месячного объема газа. Такое условие договора не отражает баланс интересов сторон, так как покупатель в этом случае полностью кредитует поставщика, что противоречит части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», запрещающей навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него.

Таким образом, ООО «Рязаньрегионгаз», включив в договор поставки газа на 2008 год пункты 2.2, 3.3, 3.5, 3.15, 5.5.1.1, 5.5.2, 5.5.3, 5.5.4 и настаивая на их исполнении, нарушило требования части 1 статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать действия ООО «Рязаньрегионгаз» по навязыванию контрагентам условий договора, не выгодных для них и ущемляющих их интересы при проведении договорной компании на 2008 – 2012 гг., нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ООО «Рязаньрегионгаз» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:

2.1. Привести договор поставки газа в соответствие с требованиями антимонопольного законодательства:

2.2.1.              Исключить абзацы 2, 3, 4, 5 из пункта 2.2.

2.2.2.              Исключить из пунктов 3.1 и 3.2 положения, ограничивающие потребителя в перераспределении газа между принадлежащими ему объектами или иным образом привести указанные пункты в соответствие с антимонопольным законодательством.

2.2.3. Исключить п.3.3 и связанные с ним положения пунктов 5.5.2 и 5.5.4.

2.2.4.        Исключить п.3.5 и связанные с ним положения пунктов 5.5.3 и 5.5.4.

2.2.5.        Исключить п.3.15 и связанные с ним положения пунктов 5.5.3 и 5.5.4.

2.2.6.              Изложить п.5.5.1.1 в редакции, отражающей баланс интересов сторон, в части взаимного кредитования.

2.2.7.              Изменить редакцию пунктов 2.1, 3.2.2 «б», «в», «г», «д», 4.6, 4.7, 5.1, 8.1 в соответствии с письмом №ЛМ-03/3353 от 02.10.2007 г.

3. Направить потребителям, не заключившим договор поставки газа в прежней редакции, предложения по заключению договора в новой редакции.

4. Направить потребителям, заключившим договор в прежней редакции, предложения об изменении условий заключенных ранее договоров поставки газа.

 

Председатель Комиссии                                                      Н.Н. Кудинкин

Члены Комиссии                                                                     В.И. Тихомиров

А.Д. Сальников

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.


Назад






Copyright © 1993-2024 ТПП РО