КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Публикации
Корпоративная этика
В практике предпринимательства все большее значение приобретает следование этическим нормам - своего рода правилам
поведения, выработанным человечеством. Ведь в повседневной деловой жизни нередко возникают ситуации, которые требуют
ясной этической оценки. Но в мировом бизнес-сообществе издавна сложилась деловая этика. В настоящее время она
становится достоянием и потребностью все большего числа деловых людей. Это происходит, как минимум,
по двум причинам:
- масштабы бизнеса постоянно растут;
- последствия неэтичного поведения бизнесменов становятся все разрушительнее.
Внутри бизнеса шире и шире развивается корпоративная форма организации, а это значит, что большинство хозяйствующих
субъектов принимают организационно-правовые формы существования: акционерные общества, общества с ограниченной
ответственностью, различные товарищества (полные, коммандитные, на вере и т.д.), производственные кооперативы
(в том числе и сельхозназначения) и др.
Перед всеми участниками корпоративного управления соответственно возникают различные этические проблемы. Но бизнес
существует в конкурентной среде. Конкуренция и формирует ряд проблем, решение которых сопряжено с вопросами этического
свойства. Недружественное поглощение предприятий, вывод активов из компаний вопреки интересам собственника,
использование административного ресурса при решении финансовых задач, торговля инсайдерской информацией,
преднамеренное банкротство и т.д. - все эти проблемы этического свойства.
Для соблюдения этических норм человеческое общество создало ряд правил, облеченных в различные
документы: «Хартия деловой и корпоративной этики», «Кодекс корпоративного поведения» и др.
В нашей стране значительное число бизнесменов из тех, кто обогатился в 1992 г., использовав для обогащения механизмы,
которые были введены государством, не хотят сегодня ни подкупать, ни убивать, а стремятся выработать общие
цивилизованные правила поведения. Они понимают, что если продолжать идти по прежнему пути, он приведет их к
самоуничтожению. Это осознание - важный поворот к пониманию необходимости деловой этики, ее уважения и соблюдения.
Предлагаем примерный документ, который поможет ориентироваться в сфере норм и прав корпоративного
поведения - «Кодекс корпоративной этики и норм делового общения»:
1. Общие ценностные принципы деятельности акционерного общества.
Акционерное общество (наименование) соблюдает следующие принципы:
- строит отношения с клиентами и партнерами на основе правовых, нравственных и этических норм;
- несет полную ответственность перед потребителями за качество своей продукции и своевременное выполнение
договорных обязательств;
- создает и поддерживает взаимовыгодные коммерческие отношения с поставщиками и потребителями, руководствуясь
принципами взаимоуважения и компромисса;
- признает трудовые заслуги своих работников и стремится обеспечить им справедливое вознаграждение в соответствии с
уровнем результатов труда, качеством и количеством вложенного в работу усердия;
- обеспечивает социальные гарантии работникам общества, экологически чистые и безопасные условия труда, возможность
повышения квалификации труда и профессионального роста;
- сотрудничает с государственными и муниципальными органами власти, поддерживает благотворительность, сохраняет
окружающую среду, внедряя экологически чистые технологии производства продукции.
2. Коллективные принципы поведения.
Все работники акционерного общества (наименование) стремятся обеспечить в процессе трудовой деятельности следующие принципы:
- забота об общих интересах акционерного общества и каждого труженика в отдельности;
- обеспечение роста корпоративных ценностей, корпоративной культуры, духа сплоченности в коллективе;
- создание и поддержание высокого делового имиджа, безупречной репутации, соблюдение норм делового общения;
- поддержание общей стратегии и приоритетов, выработанных администрацией общества;
- неприятие использования имиджа акционерного общества для достижения личных корыстных целей во вред обществу;
- запрещение ведения посторонней коммерческой деятельности, если она противоречит экономическим интересам общества,
наносит ущерб его имиджу и деловой репутации;
- обеспечение конфиденциальности полученной информации, не использование этой информации во вред обществу, для целей
личной выгоды, либо в интересах третьих лиц;
- ограничение возможности политической деятельности работников общества рамками внерабочего времени, не использование
в этой деятельности имущества общества, а также имени и авторитета его руководителей.
3. Этические принципы служебных отношений.
Каждый работник акционерного общества (наименование) должен:
- с уважением относиться ко всем окружающим его людям, ценить личность в каждом человеке;
- соблюдать единство слова и дела, всегда выполнять данные обещания;
- быть терпимым к чужому мнению, даже если оно ему не нравится;
- быть вежливым и корректным в любой ситуации, никогда не терять самообладания;
- не вмешиваться в частную (личную) жизнь другого человека, если только тот об этом не просит сам, или если
обстоятельства угрожают его жизни или здоровью;
- иметь опрятный деловой вид.
|