Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   

2023 год    2022 год    2021 год    2020 год    2019 год    2018 год    2017 год    2016 год    2015 год    2014 год    2013 год    2012 год    2011 год    2010 год    2009 год    2008 год    2007 год    2006 год









Базы данных

 Экспертиза и сертификация

ВАШ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАРТНЕР - ГАЗЕТА «ПОД ЗНАКОМ МЕРКУРИЯ»



2021 год

Январь-март
выпуск №1 (260)

Федеральные торговые сети: если бороться с ними невозможно, то конкурировать и регулировать необходимо

Открыв заседание «круглого стола», вице­президент ТПП РФ Елена Дыбова подчеркнула, что стратегия федеральных торговых сетей заключается в активном внедрении в регионы и максимальном увеличении объемов присутствия. Региональным сетям очень трудно конкурировать с ритейлерами. Елена Дыбова назвала слабые точки местных сетей: сложности в работе с поставщиками продукции, отсутствие оборотных средств, низкий уровень менеджмента. В то же время их преимуществом является спрос населения на местную продукцию.

Руководители региональных палат рассказали о ситуации на своих торговых рынках, назвали проблемные вопросы взаимодействия с ритейлерами. Одним из них является нежелание федеральных сетей принимать на реализацию продукцию местных производителей. Таким образом, торговые предприятия Новосибирска потеряли значительный объем овощей, которые не принял на реализацию ни один ритейлер.

Торговые наценки на местную продукцию в федеральных сетях доходят порой до 120%. Кроме того, местных производителей заставляют еще и проводить за свой счет длительные акции, требуют предоставлять дополнительные скидки на свои продукты.

Причина всех нарушений – в отсутствии контроля за работой федеральных торговых сетей, заметили участники «круглого стола». Представитель ТПП Республики Татарстан рассказал, что объемы присутствия «Пятерочки» в районах региона превышают 25%. Однако УФАС проигрывает суды, которые требуют предоставлять для рассмотрения только сведения на текущий год. Антимонопольная служба же обычно располагает результатами прошедшего года.

Президент Рязанской торгово­промышленной палаты Татьяна Гусева, выступая на заседании «круглого стола», сказала:

– Я тоже не верю, что возможно успешно противостоять федеральным сетям. Но соперничать с ними можно. Антимонопольный закон по отношению к ним несовершенен. С нашей стороны возможно внести в него изменения, регулирующие деятельность федеральных торговых сетей. Данные УФАС, которые у нас имеются, думается, несколько занижены. По их данным, превышение более чем в 10 районах магазинов «Магнит» и «Пятерочка» составляет больше 25%. В этом случае существует запрет на дальнейшее развитие этих сетей в области. Но я сомневаюсь, что он выполняется. Потому что региональные и местные власти заинтересованы в их развитии. Это – крупные инвесторы, новые рабочие места, налоги.

Но региональные торговые сети успешно конкурируют с ритейлерами с помощью нашей социальной программы «Забота». В свое время «Пятерочка» пыталась вступить в программу, но мы отказали, потому что программа «Забота» направлена на поддержку именно своих региональных сетей и производителей. Мелкие магазины поодиночке спасти сложно, но, организовав такую цепочку «местные производители – торговля», которые снизят свою дельту, можно. Цены на социальные продукты питания мы сегодня имеем с отступлением от «Пятерочки» и «Магнита» в 5%. Так что за счет «Заботы» местные магазины способны выжить.

– В районах, где активно развиваются федеральные сети, все обстоит значительно хуже, чем в Рязани, – продолжила Татьяна Гусева. – Особенно Облпотребсоюз пострадал. Поэтому я считаю, что необходимо ввести четкое регулирование деятельности ритейлеров. Вот, например, в Нижнем Новгороде в свое время установили квоту для местных производителей в федеральных сетях 50%. И эта квота долго держалась. Кроме того, наценка на продукцию местных производителей должна быть не более 20%. А то, к примеру, для продукции Скопинского мясоперерабатывающего комбината ритейлеры установили наценку в 60%. Это никуда не годится! Также сроки оплаты поставленной продукции очень длительные. Это надо как­то отрегулировать. И ужесточить антимонопольный закон. Возможно, качество обслуживания в магазинах «Пятерочка» и «Магнит» улучшается. Но качество их товаров уступает продукции наших производителей. А мы по программе «Забота» предлагаем по тем же ценам продукцию более высокого качества. Конкурировать с федеральными сетями очень сложно. Для этого нужны усилия властей, торгово­промышленных палат. К сожалению, нашу программу пока никто не перенял, хотя с ней приезжали знакомиться из разных регионов. Но ведь такие социальные программы – возможность для выживания и региональных сетей, и местных производителей.

Незадолго до совещания в ТПП РФ Рязанская торгово­промышленная палата провела опрос представителей предприятий – производителей продуктов и магазинов, Рязанского облпотребсоюза и управления ФАС, которые сообщили о проблемах, связанных с присутствием федеральных сетей в регионе.

Ритейлеры в Рязанской области, как и в других регионах, составляют довольно серьезную конкуренцию региональным торговым сетям. Активно развиваясь, открывая новые магазины в муниципальных районах области, они часто нарушают Федеральный закон о торговле (статья 14), который запрещает ритейлерам расширять свои торговые площади, если годом ранее их доля на продовольственном рынке в муниципальном районе или городе превысила 25%. Так, по данным Рязанского УФАС, в 2019 году ритейлер «Магнит» открыл в районах области 14 новых магазинов. При этом доля его сетей в некоторых районах возросла более чем на 25 процентов. «Пятерочка» увеличила свою сеть в районах области за прошлый год на 33 магазина. Доля ее сетей возросла более чем на 25 процентов в 10 муниципальных образованиях.

Елена Дыбова заметила, что программа «Забота» может составить конкуренцию федеральным сетям, особенно когда местные производители находятся в такой сложной ситуации. Она предложила провести специальную презентацию программы для региональных палат, которые могут воспользоваться ее опытом.

Участники «круглого стола» поделились своим опытом выживания местных торговых сетей. Так, во Владимире, где местные торговые сети практически исчезли, не выдержав конкуренции, создали совет рынка, в составе которого – уцелевшие предприятия потребкооперации. В Ростовской области местные производители создают свои фирменные сети. В Тамбове действует крупное сельскохозяйственное предприятие, предлагающее жителям области вкусный хлеб, молоко, мясо и другие фермерские продукты. В Кузбассе успешный предприниматель сформировал целую сеть (более 120) кулинарных магазинов, реализующих полуфабрикаты местных производителей. Он помогает и с доставкой продуктов, и с ведением бухгалтерской отчетности. Эта торговая сеть пользуется большой популярностью в регионе.

Подводя итоги «круглого стола», Елена Дыбова еще раз подчеркнула, что запрещающие меры в отношении федеральных торговых сетей сейчас не подействуют. Местным производителям работать с ними сложно по ряду причин. Поэтому им необходимо создавать свои торговые точки и ориентироваться на региональные сети. С этой целью нужен дальнейший обмен опытом, позволяющий использовать лучшие наработки. Местным же торговым предприятиям сейчас необходимо осваивать новые формы работы, чтобы успешно конкурировать с федеральными сетями. И вот здесь требуется помощь властей, которые должны давать «зеленый свет» не только ритейлерам. Разговор о названных проблемах будет продолжен, заявила в завершение Елена Дыбова.

Александр Витухин.

 

Говорят участники опроса, проведенного Рязанской ТПП:

ООО «Эталон вкуса»:

– Со стороны ритейлеров осуществляется демпинг на продукты социальной направленности в ущерб качеству. Происходит вытеснение с рынка региональных сетей и розничных торговых точек, поставщиками которых мы являемся.

ПО «Рязанский облпотребсоюз»:

– Расположенность предприятий федеральных сетей в некоторых районах превышает 30%, и их продолжают открывать. Зачастую строят без разрешения, скупая частные земли. Обращались и к уполномоченному по защите прав предпринимателей в Рязанской области, и в УФАС. Нет рычагов воздействия на администрацию. Плюс у ритейлеров появились собственное производство, кулинария, полуфабрикаты, фастфуды, проводятся разные акции. Это подрывает и сложившуюся систему общественного питания. Поддержать местные предприятия могли бы льготные кредиты и снижение налогов.

Управление Федеральной антимонопольной службы России по Рязанской области:

– Осуществляя собственный контроль, столкнулись с проблемой фиксированных цен на сахар и масло. Местные региональные сети не имеют возможности выйти на производителя, либо не могут освоить объем их поставки. А местные поставщики не готовы отпускать товар по заниженным ценам.

ЗАО «Рязанское молоко»:

– Ритейлеры лишают региональные торговые сети рынков сбыта, убивают местную розницу. Попасть к ним на полки местным товарам практически невозможно, так как для федеральных сетей важны долгие сроки реализации товара и красивая упаковка. Качество отступает на второй план.

ООО «Пересвет»:

– Заводы не дали нашим поставщикам масло и сахар по рекомендованным ценам. Соответственно 80% масла вывели из матрицы. Запасы сахара кончаются. Федеральные сети же могут продавать товар практически по ценам от производителя. Все похоже на спланированную акцию.

ООО ГК «Барс»:

– Местные магазины сегодня просто не торгуют растительным маслом и сахаром. Производители этот товар по фиксированным ценам отпускают лишь огромными партиями. Вся бытовая химия известных брендов исчезла с полок по той же причине: либо три фуры в неделю, либо входная цена дороже, чем розничная в федеральных сетях.

ООО «Скопинский мясоперерабатывающий комбинат»:

Можно отметить три основные проблемы, мешающие поставке местной продукции ритейлерам:

1. Отсутствие квот для местных производителей.

2. При собственной логистике производителей наценка на товар от 60%. Наценка на продукцию местных производителей должна быть не более 20%.

3. Очень долгие сроки рассмотрения заявок.


Назад

Поиск по статьям

Текст для поиска:    
 






Copyright © 1993-2024 ТПП РО