Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   

2023 год    2022 год    2021 год    2020 год    2019 год    2018 год    2017 год    2016 год    2015 год    2014 год    2013 год    2012 год    2011 год    2010 год    2009 год    2008 год    2007 год    2006 год









Коммерческие предложения

 Разместим Ваши коммерческие предложения

ВАШ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАРТНЕР - ГАЗЕТА «ПОД ЗНАКОМ МЕРКУРИЯ»


2008 год

Октябрь выпуск №10 (176, 177)

Надежная гарантия обеспеченной старости – Негосударственный пенсионный «ТПП фонд»

– Передо мной лежит документ, которого еще не было, когда я в прошлый раз давал интервью. Это датированное 8 апреля информационное письмо президенту ТПП РФ Евгению Максимовичу Примакову об основных итогах работы нашего Фонда за 2007 год.

Самое главное: численность участников Фонда в 2007 году выросла почти в полтора раза – на 195 человек. Наши пенсии получают в 13 регионах страны, в том числе примерно 400 работников организаций системы ТПП в Москве и ряда территориальных палат. В течение года Фондом осуществлены 206 новых назначений пенсий и более 300 перерасчетов по их увеличению или индексации. Средний размер наших пожизненных пенсий 3450 рублей, в 2006 году было 2996 рублей. Всего в 2007 году пенсионерам «ТПП фонда» выплачены 14,5 млн. рублей – это почти вдвое больше, чем в 2006 году.

Плановые показатели по формированию пенсионных резервов и активов Фонда значительно перевыполнены. Резервы увеличились на 53% и достигли 544 млн. рублей (в 2006 году было 358 млн. рублей); активы (собственное имущество фонда) возросли на 48% и достигли 632 млн. рублей против 430 млн. рублей в 2006 году. Кстати, эти показатели, по методике Федеральной службы по финансовым рынкам, позволяют отнести наш Фонд к категории крупных НПФ. Упомянутые 544 миллиона рублей – это тот резервный фонд, который инвестируется и пойдет только на выплату текущих и будущих пенсий участникам Фонда, численность которых составляет около 10000 человек. Эти деньги законодательно защищены от рискованных финансовых операций: их нельзя давать в кредит, они не могут служить обеспечением по чужим рискам или обязательствам.

Вкладчиками Фонда по корпоративным пенсионным программам являются предприятия и организации из 38 регионов России. В 2007 году Фонд заключил 15 новых договоров по организации корпоративных пенсионных программ, в том числе 9 договоров с территориальными ТПП, а также с рядом предприятий – членов ТПП.

– Вы назвали число участников «ТПП фонда» по дополнительному пенсионному обеспечению. А сколько людей в ожидании пенсионного возраста сотрудничают с Фондом и формируют собственную накопительную часть трудовой пенсии?

– Таких около тысячи человек. Всего в прошлом году Фонд заключил 726 договоров об обязательном пенсионном страховании. Больше всего их заключены с сотрудниками ТПП РФ, ОАО ЦМТ, ЗАО «Экспоцентр», а также с работниками Санкт-Петербургской, Новгородской, Владимирской, Татарстанской, Чувашской, Волжской и Тольяттинской палат. Сейчас Фонд управляет средствами пенсионных накоплений в сумме более 20 миллионов рублей, что в три раза больше, чем в прошлом году.

– Могут ли стать участниками «ТПП фонда» люди, не работающие в системе торгово-промышленных палат?

– Почему бы и нет? Кстати, таких у нас довольно много – счет идет на сотни. Кто-то узнает о существовании нашего Фонда от знакомых, работающих в региональных палатах или в компаниях – членах ТПП, кто-то – из публикаций печати. В частности, журнал «Пенсионные фонды и инвестиции» регулярно публикует рейтинги НПФ, и наш фонд там – неизменно в верхней части таблицы. В последнем таком рейтинге мы делим по сумме баллов (14 показателей) 32 - 33 места из 270 с «Промагрофондом». Отсюда доверие к «ТПП фонду» и желание с ним сотрудничать.

Меня иногда спрашивают: какое число участников «ТПП фонда» я считаю оптимальным? Или, скажем, сколько клиентов смог бы обеспечить пенсионными услугами наш Фонд? Я отвечаю, что при соответствующем пропорциональном увеличении аппарата в Москве и на местах, укреплении материально-технической базы, наверное, с полумиллионом участников справились бы. Кстати, сейчас весь аппарат Фонда – всего 15 специалистов. Правда, исключительно высокой квалификации.

– Известно, что активы НПФ растут, в основном, через инвестиционную деятельность. Как у «ТПП фонда» обстоят с этим дела?

– В соответствии с требованиями законодательства, инициатива негосударственных пенсионных фондов в выборе инвестиционных инструментов сильно ограничена. Мы не можем вкладывать накопленные средства в акции и облигации произвольно выбранных компаний, не допущенные к торгам на организованном рынке ценных бумаг, сколь привлекательными ни выглядели бы эти вложения. У нас нет права напрямую, в качестве инвестора, участвовать в сооружении гостиниц, спортивных комплексов, концертных залов и других подобных объектов, сулящих инвесторам после завершения строительства колоссальную прибыль. И это правильно: все подобные инвестиции находятся в «зоне повышенного риска». Компания, акции которой можно приобрести в ходе внебиржевой торговли, в результате неквалифицированного менеджмента или по другим причинам может обанкротиться, а будущий спортивный комплекс – превратиться в «долгострой» или рухнуть еще до завершения работ. Согласитесь, мы никак не можем рисковать пенсионными средствами, составляющими наши финансовые обязательства перед потенциальными пенсионерами.

Вот почему управление активами любого НПФ осуществляется через специализированные управляющие компании, и главная задача, стоящая перед нами, – выбирать из них самые эффективные и надежные и осуществлять надлежащий контроль за их деятельностью. Одним из наших партнеров является управляющая компания «НМ-траст». Мы не ошиблись в нашем партнере. Как и в предыдущие годы, инвестиционный доход Фонда превысил официальный уровень инфляции. При обнародованном уровне инфляции за 2007 год в 11,9%, доходность к зачислению на счета наших клиентов по пенсионным резервам превысила 13% годовых, а по пенсионным накоплениям составила 17,3% годовых. Это выше результатов, достигнутых всеми частными управляющими компаниями страны, а также государственной управляющей компанией «Внешэкономбанк» (5,98% годовых). Кстати, данная тенденция характерна для всего периода деятельности Фонда, то есть с 2003 года.

– После столь впечатляющих цифр напрашивается вопрос: какое место «ТПП фонд» занимает в пенсионной отрасли?

– По совокупности всех показателей – 32-е, по размерам собственного имущества – 50-е, по пенсионным резервам – 39-е – из примерно 270 существующих негосударственных пенсионных фондов. Объективные данные таковы, что они позволяют причислить «ТПП фонд» к числу лидеров роста на отечественном рынке пенсионных услуг. Мы входим в десятку самых динамично развивающихся фондов страны. Фонд принимает активное участие в деятельности пенсионной отрасли и является членом Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) и Профессиональной лиги НПФ. Генеральный директор Фонда избран на должность председателя ревизионной комиссии НАПФ. Фонд стал лауреатом Национальной премии 2007 года в области предпринимательства «Золотой Меркурий» в номинации «За вклад в формирование социально ответственного бизнеса».

– Сейчас что ни день – раскроешь газету – там разоблачение очередной «финансовой пирамиды». У нас и в мыслях нет, что такая «пирамида» может возникнуть на базе «ТПП фонда», но скажите, не ощущаете ли вы какого-то недоверия клиентов – не к «ТПП фонду», а к системе негосударственных пенсионных фондов вообще?

– Все, кто поняли, для чего созданы НПФ, ознакомились с законодательной базой, на которую они опираются, – ничего не опасаются. Из всех имеющихся в нашей стране финансовых институтов негосударственные пенсионные фонды лучше всех защищены и от всякого рода случайностей на финансовом рынке, и от любых злоупотреблений.

Судите сами: пенсионный фонд – это такая некоммерческая организация, которая не может заниматься ничем иным, кроме пенсий. Мы не имеем права заниматься иными видами страхования, кроме пенсионного, банковской деятельностью, выдачей кредитов и займов (хотя средства на все это есть). Иначе говоря, сама возможность заняться какой-либо непрофильной деятельностью исключена. Постоянно общаясь с коллегами из НПФ, я не слышал о каких-либо подобных случаях. Так же, как ни об одном случае банкротства негосударственного пенсионного фонда.

– Вы сказали, что размер пенсии «ТПП фонда» составляет 3450 рублей в месяц. Знаете, все-таки маловато... Вместе с государственной пенсией, это 7 - 9 тысяч рублей в месяц. И на такую, казавшуюся еще недавно вполне приличной, сумму сейчас прожить трудновато. Есть ли перспективы ее увеличения и есть ли уверенность, что ее не обгонит инфляция?

– За один год средний размер нашей пенсии вырос на 454 рубля – на 15,5% больше, чем в 2006 году. Что несколько больше официально объявленной инфляции. Надеюсь, что такой же темп роста пенсии «ТПП фонда» при сотрудничестве с нашими вкладчиками сохранится и в дальнейшем. Вместе с тем, у большинства наших участников пенсия – не единственный источник дохода. В системе ТПП (а таких среди участников нашего Фонда большинство) работают высококлассные специалисты, которые после выхода на пенсию преподают в вузах, работают консультантами в отечественных фирмах и представительствах зарубежных компаний. Пенсия для них – это скорее «гарантийный фонд», позволяющий пополнить семейный бюджет, пережить какие-то неожиданные нелегкие времена. И с этих позиций размеры начисляемой нами ежемесячной пенсии, суммирующиеся с государственной пенсией, значительную часть участников Фонда более или менее удовлетворяют. Здесь важно и другое – это элементы проявления нового менталитета в нашем обществе: рассчитывать не только на государственную пенсию, но и формировать ее в добровольном по­рядке через НПФ при участии как работодателей, так и работников. Это необходимо развивать, экономически стимулировать. Пенсия из двух-трех источников – это будущее пенсионной системы страны.

– В негосударственных пенсионных фондах – и в вашем в том числе – аккумулируются громад­ные средства, которые, вроде бы, лежат «без движения»...

– Во-первых, «без движения» эти денежные средства не лежат: мы их инвестируем в активы, которые способны дать пусть и относительно небольшой, но максимально защищенный, гарантированный доход. Почему сторонимся многообещающих (иногда даже обещающих слишком много) проектов? А все по той же причине, о которой я уже говорил: средства пенсионных фондов нельзя подвергать даже малому риску. Поэтому всем, кто приходят в «ТПП фонд» и предлагают нам стать участниками соблазнительного бизнеса, мы говорим: если хотите быстро и много заработать, это не к нам.

Пенсионный фонд – самый консервативный инвестор. Он «боится» любых «сквозняков» на финансовых рынках. Но этот консерватизм и обеспечивает его надежность и ответственность перед самой незащищенной частью общества – пенсионерами. Причем на протяжении длительного времени средняя доходность пенсионного фонда должна быть выше инфляции. В этом случае деятельность пенсионного фонда имеет смысл.

– Но у потенциального пенсионера, которому сейчас лет 35 - 40, есть альтернатива: он может регулярно, раз в месяц, относить в частный банк сумму, примерно равную его отчислениям в НПФ, и рассчитывать на ее сохранение и на последующее получение с процентами...

– Во-первых, необходимо учитывать, что банк – коммерческая структура, в которой получение прибыли в интересах собственников является основной целью деятельности. Цель пенсионных фондов – получение дохода в интересах участников, собственники фондов права на прибыль не имеют. Ставки по депозитам в надежных банках, как правило, ниже инфляции и на протяжении длительного периода деньги теряются. Практика показала, что в условиях российской действительности доходность пенсионных фондов выше, чем банков, при сравнимом уровне надежности. Так что, если ваш «потенциальный пенсионер» сделает выбор не в пользу НПФ, он, скорее всего, проиграет.

– И все же, вновь рискнем поставить себя на место того самого «потенциального пенсионера» (оговоримся: родившегося после 1967 года; для людей более старшего возраста действуют несколько иные правила). Как известно, такие будущие пенсионеры получили право передавать накопительную часть своей трудовой пенсии в управление частным пенсионным фондам, вроде «ТПП фонда». Но что-то не видно бума по этой части: не спешат пенсионеры полностью вверять часть своей пенсии частным фондам.

– И зря. И вот доказательство. Смотрите: в 2006 году доходность Государственной управляющей компании (ГУК) – «Внешэкономбанка» – была всего 5,67% – явно ниже инфляции, которая составила 9%. Доходность же «ТПП фонда» была 10,46% – выше инфляции. Картина повторилась в 2007 году. Инфляция была 11,9%, доходность ГУК – 5,98%, доходность «ТПП фонда» – 17,3%. Выигрыш тех, кто доверили накопительную часть своей трудовой пенсии нашему пенсионному фонду, налицо, и это весьма весомый выигрыш. Правда, число тех, кто оценили преимущества НПФ, пока действительно невелико. Но уверен: с каждым годом их будет все больше и больше.

– И все же, почему люди пока неохотно включаются в систему негосударственного пенсионного обеспечения?

– Дело не столько в отсутствии желания, сколько в недостаточной информированности о деятельности НПФ. Негосударственное пенсионное обеспечение – дело для нашей страны новое, и, естественно, многие проявляют по отношению к нему осторожность. Представители старшего поколения привыкли больше доверять государственным институтам. Что касается относительно молодых людей, среди них преобладает настроение типа «до пенсии еще далеко, успею о ней позаботиться». И спохватываются они в 45 - 55 лет, когда накопить значительную сумму для прибавки к будущей пенсии не так просто. СМИ также уделяют недостаточно внимания пропаганде НПФ. В этом смысле я возлагаю большие надежды на газету «Торгово-промышленные ведомости», которая пользуется заслуженным авторитетом среди региональных палат и предприятий – членов системы ТПП страны, на издания палат в регионах.

– Теперь вопрос, не связанный непосредственно с деятельностью «ТПП фонда», а скорее к вам как специалисту в области пенсионного обеспечения. Как известно, сейчас готовится очередная пенсионная реформа. И многие считают, что ее главным итогом должно быть существенное повышение государственных пенсий. Можно ли на это рассчитывать?

– Вы хотите, чтобы я дал откровенный ответ?

– Безусловно.

– Уверен: он разочарует многих. Со временем проблем в «пенсионном вопросе» только прибавится, а шансов на существенное увеличение размеров пенсий, к сожалению, мало. И не только в нашей стране, но и в подавляющем большинстве зарубежных стран. Те, кто внимательно следят за событиями в мире, не могут не отметить: число демонстраций и митингов протеста в связи с проблемами в финансировании социальных и пенсионных обязательств повсюду стремительно растет: у многих свежи в памяти события прошлой осени во Франции, Германии, Греции.

И тому есть причина. В связи с почти повсеместным улучшением медицинского обслуживания, ростом бла­госостояния людей, в том числе в таких странах, как Китай, Индия и других, средняя продолжительность жизни людей (а значит, время пребывания на пенсии) существенно возросла. И если в Российской Федерации 20 - 30 лет назад на одного пенсионера приходились 4 - 5 работающих, в настоящее время на одного пенсионера насчитывается 1,7 работающего, а к 2025 году, по оценкам экспертов, один работающий будет «кормить» и «содержать» одного пенсионера, иначе говоря, работать за двоих. Возможно ли такое? Вряд ли. И во всем мире идет поиск новых, более эффективных пенсионных систем.

Наш выбор невелик. Первое: каждый должен копить средства на свою будущую пенсию в течение всей жизни. Второе: государство должно пойти на резкое повышение налогов, что чревато социальными взрывами. Третье: следует увеличивать возраст выхода на пенсию, что тоже вызовет социальную напряженность. На мой взгляд, первый вариант предпочтительнее.

Я часто читаю в газетах и вижу по телевизору митинги, участники которых требуют повысить трудовую пенсию. Остановимся на «запросе-минимум» – увеличить пенсию на 100 долларов в месяц. В стране около 40 миллионов пенсионеров – это значит, что ежемесячно нужно выплачивать дополнительно 4 млрд. долларов. Или (при курсе 1 доллар – 23 рубля) – 92 млрд. рублей ежемесячно. Умножаем на число месяцев в году, – на 12, получается 1 трлн. 104 млрд. рублей. У нас весь бюджет России около 7 триллионов, стало быть, речь идет о примерно 16% бюджета. Огромные деньги...

– Государственные чиновники, ответственные за решение этих проблем, понимают их колоссальные остроту и значение?

– Понимают, но меры принимаются недостаточные. А на самом деле ситуация в пенсионном обеспечении и страховании все больше напоминает обстановку на «Титанике» за несколько часов до его гибели. Все спокойны, повсюду умиротворенная, обычная атмосфера. Но где-то внизу уже хлещет вода в пробоину, и если не принять срочных мер, все обернется катастрофой...

– Похоже, вас никак нельзя причислить к оптимистам...

– Как раз наоборот. Я убежден, что в постановке пенсионного дела в стране еще не поздно все скорректировать. Нужно только сделать более решительные шаги в сторону развития системы негосударственных пенсионных фондов, которая способна, вместе с государством, на принципах государственно-частного партнерства создавать механизмы и технологии обеспечения достойной старости – в настоящем и будущем – десяткам миллионов российских граждан...


Назад

Поиск по статьям

Текст для поиска:    
 






Copyright © 1993-2024 ТПП РО