Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   

2023 год    2022 год    2021 год    2020 год    2019 год    2018 год    2017 год    2016 год    2015 год    2014 год    2013 год    2012 год    2011 год    2010 год    2009 год    2008 год    2007 год    2006 год









Первый раз на нашем сайте?



ВАШ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАРТНЕР - ГАЗЕТА «ПОД ЗНАКОМ МЕРКУРИЯ»


2013 год

Ноябрь - декабрь выпуск №6 (215)

Из таможенного союза в Единое экономическое пространство

На вопросы «Меркурыя» ответили вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Георгий Петров, вице-президент Торгово-промышленной палаты Республики Казахстан Ольга Пентегова и первый заместитель председателя Белорусской торгово-промышленной палаты Вячеслав Реут.

Торгово-промышленная палата Российской Федерации:

Процессы, происходящие в таможенном союзе, основные этапы формирования Единого экономического пространства являются приоритетными для ТПП России. Палата внимательно отслеживает их возможное и практическое воздействие на ведение бизнеса и ориентирована на конструктивный диалог с нашими коллегами из палат Беларуси и Казахстана.

Мы положительно оцениваем действия правительств наших стран, направленные на усиление интеграционной составляющей в области торговли и инвестиций. Однако для того чтобы выйти на полный формат взаимодействия в рамках Единого экономического пространства, нашим странам необходимо сосредоточиться на тщательной отработке нормативно-правовой базы этого объединения с учетом лучшего мирового опыта. В основе этого, в первую очередь, лежит Таможенный кодекс таможенного союза.

Торгово-промышленная палата Республики Казахстан:

Создание таможенного союза оказывает, как показала практика, стимулирующее воздействие на рост производства промышленной продукции трех стран (Беларуси, Казахстана и России), на развитие торговли между его участниками, расширение международных связей и сотрудничества с другими странами.

С июля 2010 года таможенный союз устойчиво развивается, формируя правовую базу в строгом соответствии с нормами и требованиями Всемирной торговой организации. По итогам 2011 и 2012 годов объемы торговли Казахстана с Россией и Беларусью выросли более чем на 40 процентов. Таможенный союз позволил Казахстану выйти на новый огромный рынок сбыта товаров.

Белорусская торгово-промышленная палата:

Соглашусь с коллегами: создание такого интеграционного объединения, как Единое экономическое пространство и, как следствие, унификация единых принципов и правил конкуренции, урегулирование деятельности естественных монополий, установление единых правил предоставления промышленных и сельскохозяйственных субсидий, государственных закупок и другое предоставляют бизнесу уникальную возможность своего развития.

Создается колоссальный рынок с более чем 165 миллионами потребителей, с унифицированным законодательством, свободным передвижением капиталов, услуг и рабочей силы.

В условиях ЕЭП промышленностью и предпринимателями наших стран ведется свободная торговля не только на рынке товаров, но и на рынках факторов производства (трудовых ресурсов и капитала), услуг, включая финансовые.

 

Учитывая такую оценку текущей ситуации, хотелось знать ваши прогнозы по дальнейшей интеграции наших стран. Какие сценарии развития кажутся вам наиболее вероятными?

 

Торгово-промышленная палата Российской Федерации:

Сама жизнь определяет дальнейший сценарий развития интеграции наших стран. Позитивным примером может стать решение Армении присоединиться к Единому экономическому пространству России, Беларуси и Казахстана. Очевиден смысл данного решения армянского руководства: Армения имеет большое количество совместных проектов со странами ТС, и эффективность их реализации вырастает значительно в новых условиях. Для всех стран – членов таможенного союза, в свою очередь, это означает увеличение рынков сбыта, потеря которых в нынешних сложных условиях развития мировой экономики может привести к значительным экономическим потерям.

Кстати, аналогичная работа ведется в настоящее время с Кыргызстаном в рамках созданной рабочей группы.

Однако главным вопросом остается необходимость обеспечить максимально возможную гармонизацию в подходах к решению экономических составляющих развития наших стран, что позволит сформировать справедливую конкурентную среду. Это и единая промышленная политика, и экспортное регулирование, и унифицированный подход к вопросам государственных субсидий и мерам внутренней поддержки государственных закупок и т.д. При этом очевидно, что даже при самой высокой интеграции каждая страна будет оставаться независимым субъектом международного права.

 

Белорусская торгово-промышленная палата:

Прогнозируя дальнейшее развитие интеграционного объединения наших стран, по моему мнению, не стоит ограничиваться только закреплением полученных положительных результатов и рассматривать только возможность «горизонтального» развития в виде потенциального присоединения таких близких нам стран по общей истории, экономическим и промышленным аспектам развития, как Армения и Кыргызстан.

Я, безусловно, поддерживаю мнение господина Петрова о высокой важности такой тенденции и в качестве наращивания потенциала ЕЭП, и в качестве оценки проделанной работы.

Вместе с тем, полагаю, что одновременными («параллельными») процессами должны стать, с одной стороны, унификация законодательства наших стран для создания абсолютно транспарентного правового поля и, с другой стороны, широкий, можно сказать, «агрессивный» выход экономики ЕЭП на мировой уровень, международное признание нашего интеграционного объединения и дальнейшее завоевание достойного экономического и политического положения.

 

Какое участие принимают торгово-промышленные палаты в процессах по сближению и унификации условий хозяйствования представителей промышленности и бизнеса?

 

Торгово-промышленная палата Российской Федерации:

Торгово-промышленная палата Российской Федерации является одним из основных проводников интересов российского бизнеса в ходе подготовки проекта протокола о внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс таможенного союза. Процесс этот идет трудно. Палата, совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей, Деловой Россией и «ОПОРОЙ России», регулярно встречается на площадке Министерства экономического развития Российской Федерации с представителями российских государственных структур и доводит до них заинтересованную позицию российского бизнеса. Аналогичную работу ведут наши партнеры из торгово-промышленных палат Беларуси и Казахстана. Мы активно подключились к работе в рамках консультативных комитетов при Евразийской экономической комиссии по проблематике малого и среднего предпринимательства.

Палата не планирует ограничиться участием только в вышеназванных структурах, нам важно понимать реальное состояние дел в регионах России, мнение бизнеса о процессах интеграции на местах. Для нас особенно ценны конструктивные предложения по преодолению «узких мест».

 

Белорусская торгово-промышленная палата:

Белорусская торгово-промышленная палата, являясь крупнейшей ассоциацией бизнеса республики, также не остается в стороне от интеграционных процессов государств-участников, мониторинга, обсуждения и оценки влияния принимаемых надгосударственными органами решений.

Совместно с правительством нашей страны, министерствами, ведомствами БелТПП проводится серьезная работа по сбору и анализу информации для дальнейшего формирования и отстаивания позиции белорусской стороны в рамках участия в переговорных процессах и соблюдения интересов Республики Беларусь в конкретных отраслях экономики и промышленности.

Представители Палаты на постоянной основе участвуют в работе Консультативного совета по взаимодействию Евразийской экономической комиссии и белорусско-казахстанско-российского бизнес-сообщества, созданного в соответствии с решением коллегии ЕЭК от 4 декабря 2012 г. №241, и Консультативного комитета по вопросам предпринимательства, созданного решением коллегии ЕЭК от 25 сентября 2012 г. №171.

Отдельно необходимо упомянуть о проводимой Палатой работе по информированию бизнес-сообщества об общих тенденциях дальнейшего развития ЕЭП.

В постоянную практику работы БелТПП уже прочно вошло проведение «круглых столов» и встреч для обсуждения проблемных вопросов бизнеса с участием представителей Евразийской экономической комиссии, министерств и ведомств наших стран, семинаров-практикумов по информированию предприятий и организаций различных форм собственности об изменениях условий хозяйствования и тенденциях дальнейшего развития бизнес-среды.

 

Единое таможенное пространство Беларуси, Казахстана и России позволило товарам трех стран беспрепятственно перемещаться на территории наших государств. По вашему мнению, можно ли говорить о появлении нового территориального бренда «товар таможенного союза», по аналогии и наравне с применяемыми устойчивыми словосочетаниями «товары европейского качества», «японская техника» и другими. И если говорить о международной торговле, насколько целесообразно введение единого сертификата происхождения товаров таможенного союза? Какие перспективы и обозримые горизонты введения в действие такого документа?

 

Торгово-промышленная палата Российской Федерации:

На сегодняшний день острой экономической необходимости в разработке и введении в действие единого сертификата происхождения товаров с единой территории таможенного союза не имеется, поскольку каждая из стран-участниц оформляет собственные сертификаты происхождения товара, признаваемые во всем мире.

Вместе с тем, учитывая интеграционные процессы в странах ТС по созданию ЕЭП, такой документ действительно, на наш взгляд, будет востребован хозяйствующими субъектами стран таможенного союза, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность. Так, например, при экспорте смешанной партии товаров, содержащей продукцию, изготовленную на предприятиях, расположенных в разных странах таможенного союза, отпадет необходимость в получении сертификатов происхождения в каждой из таких стран, что, безусловно, приведет к уменьшению временных затрат предпринимателей на подготовку документов, сопровождающих внешнеэкономическую деятельность.

Следует учитывать, что разработка единого сертификата, подтверждающего происхождение товара не из конкретного государства – участника ТС, а с единой таможенной территории, возможна лишь в случае, если таможенный союз будет признан мировым сообществом (в настоящее время, как известно, далеко не все зарубежные страны его признают).

В этой связи, по нашему мнению, в первую очередь необходима разработка единых принципов и механизмов подтверждения происхождения товаров с единой таможенной территории таможенного союза. Такая работа уже начата Евразийской экономической комиссией в рамках специально образованной рабочей группы. Предполагается, что итогом работы этой группы станет межправительственное соглашение «О гармонизированной системе подтверждения происхождения товаров с единой таможенной территории таможенного союза при торговле с третьими странами». Этот документ в дальнейшем может стать основой для введения в действие единого сертификата.

 

Торгово-промышленная палата Республики Казахстан:

Ряд стран в настоящее время по достоинству оценивают результаты интеграционных процессов стран в рамках таможенного союза и проявляют свою заинтересованность в организации торговых консультаций и переговоров по вопросам, связанным с целесообразностью заключения двусторонних и многосторонних соглашений о свободной торговле с таможенным союзом.

Одним из разделов соглашений о свободной торговле является предоставление благоприятных условий по беспошлинному или льготному ввозу товаров согласно правилам происхождения товара, установленным сторонами соглашения. В случае отсутствия международных договоров (соглашений), устанавливающих требования по происхождению товара и форме сертификата, таможенным органам третьих стран должен предоставляться странами ТС сертификат общей формы, оформляемый в соответствии с едиными требованиями к условиям и критериям достаточной переработки продукции и единой форме сертификата.

В настоящее время страны таможенного союза определяют статус происхождения товара, экспортируемого в третьи страны, по своим национальным нормам. При этом все нормы трех стран носят разный характер по применяемым критериям достаточной переработки товара как основного показателя при определении страны происхождения. Например, в Беларуси и Казахстане предусматриваются критерии достаточной переработки по изменению кода ТН ВЭД на уровне первых четырех знаков, выполнению производственных или технологических операций (разные перечни условий) и правил адвалорной доли. В России применяют критерий переработки только по изменению кода ТН ВЭД.

В связи с этим, совет Евразийской экономической комиссии принял решение о формировании гармонизированной системы подтверждения происхождения товара с единой таможенной территории таможенного союза при торговле с третьими странами.

Торгово-промышленная палата Республики Казахстан рассмотрела предложение Совета министров Республики Беларусь о разработке порядка определения страны происхождения товаров, изготовленных на территории таможенного союза, для введения единых сертификатов о происхождении товара в торговле с третьими странами и в целом поддерживает данное предложение.

С учетом изложенного, целесо-образно принять в рамках таможенного союза единые унифицированные правила по происхождению товара при экспорте в третьи страны, приняв единую форму бланка сертификата о происхождении товара с применением термина «товар, происходящий с территории таможенного союза и Единого экономического пространства». Одновременно совет Евразийской экономической комиссии должен узаконить данный статус и для форм сертификата «А», «СТ-1», «СТ-2».

Введение нового территориального бренда «товар таможенного союза» предусматривает кумулятивный принцип использования сырья, материалов и компонентов стран ТС без применения на них таможенных пошлин, что снижает стоимость товара, выпускаемого в Союзе, а это способствует повышению конкурентоспособности продукции на внешнем рынке и росту экспортного потенциала стран таможенного союза.

 

Белорусская торгово-промышленная палата:

Соглашусь с коллегами лишь в части объективности оценки уже проделанной работы по переходу к выдаче сертификата происхождения товара таможенного союза / Единого экономического пространства и действий, осуществляемых в данном направлении в настоящий момент.

На мой взгляд, такой сертификат будет являться мощнейшим инструментом по становлению бренда «товар таможенного союза».

Кроме уже озвученных моими коллегами плюсов для бизнес-сообщества в части упрощения получения сертификата происхождения – например, снижения временных затрат на его получение – необходимо помнить об упрощении его дальнейшего правоприменения в странах, импортирующих товары, происходящие из наших государств.

Ведь, как отмечает госпожа Пентегова и упоминает господин Петров, ряд стран и объединений, например, Новая Зеландия, Социалистическая Республика Вьетнам, Европейская ассоциация свободной торговли (Швейцарская Конфедерация, Королевство Норвегия, Исландия и Княжество Лихтенштейн), проводят переговоры с правительствами государств – членов таможенного союза / Единого экономического пространства о заключении соглашений о свободной торговле.

С точки зрения правоприменения, то есть предоставления взаимных преференций, таможенным органам государств – участников такого соглашения проще «работать» с территориальным объединением, чем с тремя государствами.

Немаловажна и имиджевая составляющая: каждый сертификат происхождения, выданный на «товар таможенного союза / Единого экономического пространства», – это реклама нашего интеграционного образования.

Кроме того, полагаю, что возможности применения единого сертификата происхождения не исчерпываются внешним рынком.

Такой сертификат может результативно использоваться и внутри наших стран, в частности, при проведении аукционов, конкурсов и других видов закупок, а также для реализации иных мер по импортозамещению и стимулированию развития промышленности государств – членов ТС / ЕЭП.

(Журнал БелТПП «Меркурый» №3, 2013 г.).


Назад

Поиск по статьям

Текст для поиска:    
 






Copyright © 1993-2024 РТПП