Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   

2023 год    2022 год    2021 год    2020 год    2019 год    2018 год    2017 год    2016 год    2015 год    2014 год    2013 год    2012 год    2011 год    2010 год    2009 год    2008 год    2007 год    2006 год









Коммерческие предложения

 Разместим Ваши коммерческие предложения

ВАШ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАРТНЕР - ГАЗЕТА «ПОД ЗНАКОМ МЕРКУРИЯ»


2007 год

Декабрь
выпуск №19, 20 (160, 161)

Сертификат системы менеджмента качества – пропуск в ВТО

Есть ли разница между управлением качеством и сертификацией систем качества?

Важно четко разделять два понятия – управление качеством и сертификация систем качества. Управление качеством – одна из функций управления предприятием, которая позволяет реально обеспечивать высокий уровень качества продукции и услуг засчет внимательного и разумного управления производством и обслуживанием. Система управления качеством организована в соответствии со спецификой и задачами конкретного предприятия. Стандарты ISO 9000 предлагают методику построения такой системы, которая может быть официально сертифицирована. Сертификация системы качества сама по себе не может обеспечить повышение качества. Она всего лишь показывает другим субъектам рынка, что система качества предприятия организована в соответствии с определенными требованиями и эффективно функционирует, обеспечивая стабильное и высокое качество продукции и услуг предприятия.

Для всех ли сфер бизнеса стандарты ISO применимы, и что это за стандарты?

Стандарты ISO 9000 признаны во многих странах. Существуют переведенные на национальные языки и адаптированные версии стандартов, такие как ГОСТ-Р, ISO 9000. В то же время, сертификация по ISO 9000 не является обязательным требованием к производителям. Даже в странах с развитой промышленностью сертификация по ISO 9000 обязательна (на законодательном уровне) только для продукции военной и аэрокосмической отраслей, а также отдельных товаров, от качества которых зависит жизнь людей. Однако наличие сертификата ISO 9000, тем не менее, зачастую является ключевым фактором успеха на многих рынках или даже выхода на них. Оно свидетельствует об ответственном подходе компании к деловому миру. Кроме того, системы качества многих компаний требуют наличия сертифицированных систем качества у их поставщиков.

Универсальность семейства стандартов ISO заключается в том, что они не предлагают абсолютных измеримых критериев качества для каждого отдельного вида продукции и услуг (например, требуемых технических характеристик продукции). Это было бы и невозможно? ведь качество  есть способность продукции или услуг удовлетворять потребности людей, а потребности – бесконечно разнообразны. Стандарты семейства ISO 9000 задают лишь методологию функционирования системы качества, которая, в свою очередь, должна обеспечивать высокое качество продукции и услуг, производимых предприятием, иными словами – обеспечивать высокую степень удовлетворенности потребителей.

Как правило, сертификацией занимаются специализированные организации, зарегистрированные в соответствующих государственных и международных органах стандартизации, что позволяет обеспечить доверие к выдаваемым ими сертификатам.

Начиная задумываться о системе сертификации менеджмента качества, прежде всего, необходимо осознать, что система качества, основанная на стандартах ISO серии 9000, не предполагает создания на предприятии совершено новой системы. Любое действующее предприятие имеет определенные процедуры управления, оформленные документально или сложившиеся по неписаным правилам и традициям работы, в соответствии с которыми персонал выполняет необходимые действия, регистрирует и анализирует их результаты, принимает меры по устранению сбоев в работе. И на большинстве малых предприятий фактически выполняются отдельные процедуры управления качеством, предписанные стандартами ISO серии 9000, однако они могут быть не всегда оформлены должным образом или чем-то отличаются от установленных требований. Поэтому начать совершенствование действующей системы качества, (а именно в ее совершенствовании заключается основная содержательная часть работы), целесообразно с тщательного анализа всей действующей на предприятии документации и форм регистрации данных, сопоставив их содержание с требованиями стандартов и с разъяснениями и рекомендациями, изложенными в настоящем документе. Естественно, при этом надо проанализировать и то, как выполняются те или иные процедуры и положения на практике. Во многих случаях могут потребоваться лишь незначительные изменения для достижения соответствия требованиям стандартов ISO, однако, в других случаях может возникнуть и необходимость разработки новых процедур.

 

Кому, в первую очередь, необходим сертификат ISO 9000?

Сертификат ISO 9000 необходим предприятиям:

  • работающим на международных рынках или с международными поставщиками, которые требуют наличия такого сертификата;


  • работающим в секторах экономики, регулируемых правительством, или с правительственными организациями стран, в которых наличие сертификата ISO 9000 является обязательным;


  • организациям, желающим достичь высоких результатов в своей отрасли.

Наличие сертификата поможет конкурировать с иностранными компаниями, которые могут прийти на российский рынок после вступления нашей страны в ВТО, что, по прогнозам, может произойти в недалекой перспективе, путем приобретения серьезных преимуществ при получении заказов, обеспечения возможности снижения риска юридической ответственности за качество продукции. Сертификация по ISO 9000 позволит перейти от концепции производительности к концепции «эффективной производительности», согласно которой, производительным считается лишь труд, потраченный на изготовление качественной продукции.

Как показывают семинары, проводимые Рязанской ТПП с участием специалистов «Русского Регистра», затронутые выше вопросы очень актуальны в современных условиях хозяйствования.


Назад

Поиск по статьям

Текст для поиска:    
 






Copyright © 1993-2024 РТПП