Рязанская
 торгово-промышленная 
 палата
RUS | ENG     

 Вернуться на
 главную страницу Карта сайта Обратная связь


 

   

2023 год    2022 год    2021 год    2020 год    2019 год    2018 год    2017 год    2016 год    2015 год    2014 год    2013 год    2012 год    2011 год    2010 год    2009 год    2008 год    2007 год    2006 год









Базы данных

 Экспертиза и сертификация

ВАШ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАРТНЕР - ГАЗЕТА «ПОД ЗНАКОМ МЕРКУРИЯ»


2007 год

Декабрь
выпуск №19, 20 (160, 161)

Доклад президента ТПП РФ Евгения ПРИМАКОВА на заседании правления ТПП РФ 20 декабря 2007 года

Отечественный бизнес положительно воспринял выдвижение кандидатом в президенты России Дмитрия Анатольевича Медведева. Согласие Владимира Владимировича Путина занять пост председателя Правительства России, на наш взгляд, обеспечит продолжение нынешнего стратегического курса государства, сохранит и упрочит стабилизацию и развитие общества.

Решение каких неотложных задач предстоит системе торгово-промышленных палат по итогам встречи с президентом?

Первое. В.В. Путин подчеркнул, что современные модели корпоративного управления должны быть направлены на стимулирование инновационного бизнеса, внедрение механизмов полного научно-производственного цикла. Здесь наше отставание от экономически развитых стран особенно ощутимо. Засчет использования инноваций обеспечиваются менее 10 процентов совокупного прироста экономики России, тогда как на Западе – более 60 процентов.

Однако у нас имеются научно-технологические решения и заделы, которые были еще в советское время. Например, европейцам лишь сейчас удалось достичь уровня российских технологий 20-летней давности в использовании композиционных материалов при строительстве самолетов.

Сегодня важно задействовать все рычаги, побуждающие активно осваивать систему государственно-частного партнерства в инновационной сфере. Нынешний уровень такого партнерства вряд ли можно признать удовлетворительным. По замечанию председателя правительства Виктора Алексеевича Зубкова, федеральные целевые программы, направленные на развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, финансируются фактически только государством. Так, в рамках программы «Национальная технологическая база» за 9 месяцев текущего года поступили лишь 10 процентов запланированных внебюджетных средств. По программе «Развитие гражданской авиатехники» бизнес выполнил свои финансовые обязательства только на 4 процента.

Предлагается прекращать НИОКР там, где нет частного софинансирования. Но в таком случае под угрозой окажется сам курс на инновационное развитие России. Следовательно, необходимо государственное стимулирование частного бизнеса на участие в ФЦП. Однако и сама государственная власть на всех ее уровнях должна эффективно работать по осуществлению этих программ. Не должно быть такого положения, когда средства для институтов развития поступают неполностью и не в срок. Нужно отладить их использование. Например, из 175 миллиардов долларов, выделенных в инвестиционный фонд в 2007 году, была затрачена лишь мизерная сумма.

Серьезным препятствием на пути повышения конкурентоспособности является катастрофический износ основных фондов. Даже в таких отраслях, как нефтепереработка и газодобыча уровень износа оборудования составляет соответственно 75 и 80 процентов. Принятые решения по обнулению ввозных пошлин на оборудование, которое не производится в России, позволили сдвинуть процесс модернизации предприятий, но обновление основных фондов осуществляется черепашьими темпами – на 1 процент в год. Мы изложили президенту просьбу о целесообразности отказаться от взимания НДС на ввозимое высокотехнологичное оборудование, аналогов которого нет в России.

Конечно, этот вопрос требует основательной проработки, и здесь мы всецело разделяем мнение президента – действовать осмотрительно и аккуратно, чтобы не загубить отечественное наукоемкое производство, которое с огромным трудом выходит из коматозного состояния. Речь идет о снятии НДС на относительно короткий промежуток времени, необходимый для возрождения отечественной индустрии посредством новой инновационной промышленной политики, допускающей использование гибких налоговых механизмов. Именно для осуществления такой политики нам следует основательно поработать над недостающим правовым обеспечением, на чем акцентировал внимание Президент России. Это необходимо учесть при доработке концепции развития законодательства.

Стране, безусловно, нужна полноценная система охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности в сфере нанотехнологий и других.

Второе. В свете задач, выдвинутых президентом, нам необходимо наращивать усилия по развитию малого инновационного предпринимательства. Принят долгожданный закон по малому и среднему бизнесу. Но он носит лишь рамочный характер. Три сопутствующих законопроекта, без которых закон не сможет действовать, рассмотрены лишь в первом или втором чтениях. Необходимо безотлагательно их приять новым составом Государственной думы. Зарубежный опыт убеждает: следует также сделать ставку на бизнес-инкубирование. Китай, например, по числу подобных бизнес-инкубаторов догнал США. У нас же, наоборот, допущено отставание от плановых наметок: из заявленных 500 инновационных бизнес-инкубаторов созданы лишь около 100.

Мы должны войти в правительство с конкретными предложениями о формировании федеральной сети бизнес-инкубаторов инновационного типа на базе ведущих региональных вузов и НИИ. Было бы также полезным изучить опыт работы лучших бизнес-инкубаторов, например, МГТУ имени Н.Э. Баумана, который создан на базе конкурсов инновационных проектов студентов, аспирантов и молодых ученых московских вузов.

Третье. На встрече с президентом страны были затронуты вопросы, связанные с реализацией приоритетных национальных проектов. Так, за последнее время произошли некоторые перемены в первичном звене здравоохранения и материально-техническом оснащении лечебно-профилактических учреждений. Однако, как было показано вчера в ЦМТ на выставке медицинского оборудования, предстоит еще сделать многое, хотя в ряде направлений отечественные производители добились неплохих результатов.

Следует поддержать позицию нынешнего руководства Минздравсоцразвития о необходимости разработки и принятия государственной стратегии развития здравоохранения на период до 2020 года.

Несмотря на ухмылки скептиков, наверное, стоит подумать и о федеральной целевой программе «Здоровье мужчин». Ведь в России мужская смертность продолжает прогрессировать, и ее уровень в 4 раза превышает уровень женской смертности.

Несомненно, сделано немало и по другим приоритетным национальным проектам, но при этом, остаются еще и серьезные резервы.

В этой связи, я должен отметить тот позитивный настрой, с которым были восприняты Президентом России предложения председателя комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства Ефима Владимировича Басина об изменении порядка выделения земельных участков под строительство жилья, условий обременения застройщиков инфраструктурными расходами, оптимизации расценок на подключение новых зданий к энергообеспечению. Реализация этих предложений, несомненно, приведет к снижению стоимости, а следовательно, к повышению доступности жилья.

Следует, видимо, поддержать усилия наших комитетов по подготовке нормативных актов, обеспечивающих создание системы строительных сберегательных касс, использование которых в России рекомендовал Владимир Путин. Законопроект получил одобрение правительства и, как ожидается, будет рассмотрен на первой сессии V Государственной думы. Главное достоинство сберегательных касс – возможность получить кредит на жилье под 5 – 6% годовых. А это немаловажно еще и потому, что в связи с громадными потерями, которые понесли инвестиционные банки всего мира из-за ипотечного кризиса в США, происходит дальнейший рост процентных ставок по ипотечным кредитам и у нас в России.

Владимир Путин отметил, что серьезной задачей остается повышение качества ведения аграрного бизнеса, а также уровня оказания торгово-посреднических услуг в этой сфере. Мировой опыт подсказывает, что ключевое звено в достижении нового качества аграрного бизнеса лежит в области нанобиотехнологий, которые, совместно с информационными технологиями, послужат фундаментом для очередной научно-технической революции в сельском хозяйстве. Как справедливо указал президент, нужно до конца сломать все барьеры, препятствующие сбыту сельхозпроизводителями своей продукции по экономически обоснованным ценам. Нынешняя ситуация, когда производитель получает не больше 20 – 30 процентов от того, что платит покупатель, это самый настоящий рэкет по отношению к нашим аграриям.

Один из путей решения этой проблемы – возрождение потребительской кооперации. Брошенная на произвол судьбы в жесточайших условиях 1990-х годов потребкооперация все же выстояла, доказала свое право на поддержку и развитие. Например, в Республике Коми за 5 последних лет прибыль кооператоров увеличилась в 11 раз. С участием Торгово-промышленной палаты в Республике Коми разработан и принят закон о государственной поддержке потребительской кооперации. Этот опыт нуждается в распространении и в других регионах страны.

Четвертое. Президент России призвал ТПП повысить вклад в формирование эффективной и цивилизованной рыночной среды, прежде всего, засчет демонополизации региональных и муниципальных рынков.

Об этой проблеме шла речь на недавней октябрьской Всероссийской тарифной конференции. В последние месяцы остроту этой проблемы почувствовали на своем кошельке многие наши граждане. Под шумок разговоров о росте цен на продовольствие на мировых рынках, отечественные монополисты подняли цены почти на все товары – не подорожали разве что босоножки на Чукотке, да унты в Сочи. Монополисты добрались даже до скудных бюджетов детских садов. В одном из районов Вологодчины чиновники запретили покупать для детсадовских кухонь овощи у местных жителей. Причина – эти самые овощи поставляет по двойным ценам монополист-посредник.

Несмотря на принципиальные поправки, внесенные не так давно в антимонопольное законодательство, его правоприменение остается «узким» местом. Причем, от 60 до 80 процентов всех предписаний Федеральной антимонопольной службы адресуются региональным и муниципальным органам государственной власти. Но кто изведал суровость судебных санкций за потворство ценовым картелям? Таких примеров раз, два и обчелся.

Сегодня, в свете требований Президента России, у палат есть все основания действовать решительно и бескомпромиссно, тесно координируя свои усилия с правоохранительными органами. Наведение порядка на потребительских рынках потребует от нас выстраивания системной совместной работы с Общественной палатой России и другими структурами гражданского общества.

Пятое. Поддержание прозрачной и честной рыночной среды в сфере государственных закупок. Здесь мы получили конкретное поручение президента организовать экспертизу товаров и услуг, поставляемых для нужд субъектов Федерации. Основанием для такого поручения стал опыт работы АНО «Союзэкспертиза» и территориальных палат по проведению независимой экспертизы качества продовольствия и вещевого имущества в рамках госзаказа для Вооруженных сил России, а теперь и Министерства по чрезвычайным ситуациям.

Необходимо менять сложившуюся практику, когда поставщиками продукции зачастую становятся компании, которые предлагают низкую цену, но в ущерб качеству. В Новосибирске, например, победителем конкурса на поставку оборудования для метрополитена была объявлена западная фирма. «Клюнули» на мнимую дешевизну, не обратив внимания, что часто ломающиеся детали стоят почти столько же, сколько и сама установка.

Территориальным палатам следует брать на себя инициативу по организации аукционов, которые еще слабо приживаются в регионах. То, что сегодня на аукционах размещаются менее 10 процентов объема госзаказа, тогда как по планам правительства еще полгода назад этот показатель должен был составлять не менее 30 процентов, – никуда не годится. Давайте более тесно взаимодействовать в этом плане и с Минэкономразвития, и с администрациями субъектов Федерации.

Шестое. Итоги встречи президента с президиумом ТПП РФ обязывают нас усилить работу по искоренению всех разновидностей недобросовестного предпринимательства. Нельзя оставить без должной реакции не идущие на убыль факты недружественных слияний и поглощений.

Как свидетельствуют наши коллеги из Российского союза товаропроизводителей, у нас еще далеко не все знают, что такое рейдерство, а между тем, этот, с позволения сказать, вид бизнеса приближается по ежегодному обороту к 300 миллиардам долларов. Напомню, что почти столько же «весил» весь государственный бюджет России в первый год после дефолта.

Сегодня рейдеры атакуют не только промышленные предприятия, собственников недвижимости и земельных участков, но и некоммерческие организации. У нас есть немало вопросов о том, как развиваются события вокруг Тверской палаты.

Седьмое. В.В. Путин нацелил торгово-промышленные палаты на более широкое использование механизмов саморегулирования.

Президент подтвердил курс на постепенное избавление государства от избыточных функций по регулированию бизнеса и передаче их на уровень предпринимательских объединений. Но очень важно при этом, чтобы саморегулируемые организации, закон о которых недавно принят Государственной думой, были готовы должным образом распорядиться этими полномочиями и избежать отнюдь не беспочвенных опасений, что профессиональная бюрократия может оказаться еще более изощренной и коррумпированной.

Как вы знаете, сейчас у нас имеется более 150 стандартов предпринимательской деятельности, прошедших процедуру государственной регистрации. Уместно напомнить и о социальном Стандарте ТПП РФ. Он был разработан и утвержден правлением в связи с задачами, поставленными Владимиром Владимировичем Путиным в декабре 2003 года по повышению социальной ответственности бизнеса. Опыт социальной деятельности лучших компаний обобщен в недавно вышедшем сборнике-справочнике. Работа в этом направлении будет продолжена.

Что же касается опасений, что создание мощных государственных корпораций приведет к сужению частного предпринимательства, президент прямо сказал: «Мы не собираемся создавать государственного капитализма, это не наш выбор, не наш путь».

Не может не вызывать озабоченности растущий разрыв между богатыми и бедными в обществе. Кстати говоря, государство берет под контроль эту проблему и во многих развитых странах. На днях канцлер Германии Ангела Меркель выступила с жесткой критикой в адрес членов наблюдательных советов немецких концернов по поводу их слишком высоких вознаграждений. Канцлер посоветовала ориентироваться на японскую модель автомобильных предприятий, где глава фирмы зарабатывает лишь вдвое больше, чем простой рабочий.

Восьмое. Президент России рекомендовал нам шире использовать накопленный опыт внешнеэкономической деятельности, особенно в плане развертывания экономического сотрудничества с государствами СНГ и взаимодействия с торгово-промышленными палатами этих стран.

Сегодня много и правильно говорится о необходимости повышения имиджа России и ее предпринимательства. Как известно, Минэкономразвития подготовлена концепция продвижения национальных и региональных брендов товаров и услуг отечественного производства, которая должна быть реализована на принципах государственно-частного партнерства. Но проблема гораздо шире, и в ней мы видим два важных аспекта. Информационный, который подразумевает налаживание системы умелого и объективного информирования зарубежной аудитории о России и ее предпринимательстве. Это важно для преодоления медийного прессинга ангажированных СМИ Запада.

Необходимы также оказание практической помощи российским бизнесменам в получении ими достоверной и развернутой информации о конъюнктуре на зарубежных рынках, содействие в поиске надежных партнеров и инвесторов.

Уважаемые коллеги! Нам необходимо подробно рассмотреть весь круг проблем, которые должны быть в поле зрения торгово-промышленных палат по итогам встречи с Владимиром Путиным. Задача состоит в том, чтобы направить усилия департаментов и комитетов ТПП РФ, территориальных палат и аффилированных структур ТПП РФ, всех членских организаций на повышение роли системы торгово-промышленных палат в обеспечении ускорения развития национальной экономики и утверждения позиций России в качестве одного из мировых лидеров.


Назад

Поиск по статьям

Текст для поиска:    
 






Copyright © 1993-2024 РТПП